«Джокер» и другие новые фильмы против системы Это — новый мейнстрим
Многомиллиардная голливудская индустрия стремительно левеет, как бы это парадоксально ни звучало. Не то чтобы кинематограф до этого не замечал проблем — просто после Трампа, Брекзита и всего остального эти высказывания зазвучали громче. 3 октября в прокат вышел «Джокер» — история происхождения главного злодея вселенной DC, на поверку оказавшаяся фильмом с довольно явным антикапиталистическим посылом. The Village попросил кинокритика Алису Таёжную рассказать о «Джокере» и других вышедших за последние годы фильмах со схожими идеями.
«Джокер»
Joker
2019
Молодой мужчина с сутулой спиной и торчащими ребрами выгибается в маленькой квартирке с липкими стенами — мерзкой и затхлой, как в недавней «Золотой перчатке» Фатиха Акина. Стены и потолок давят на него — сидеть взаперти в бетонной клетке ему давно надоело. В соседней комнате — больная мама, единственная эмоциональная привязка к дому и этой жизни: забота о ней хоть немного поддерживает тающее пламя в сердце Артура Флека. В Готэме, где он живет, крысы давно стали больше кошек, а дома типа его напичканы людьми в состоянии предельного напряжения. Всем надо выживать, большинству — работать на нелюбимой работе, заботиться о ком-то, о ком забыли все, кроме них, и как-то выносить этот город, где годами хочется сдохнуть: здесь сыро, дорого, грязно, одиноко. Здесь тебе никто не рад.
Клоунская профессия Артура Флека придумана, чтобы отвлекать площадными развлечениями людей от мыслей о смерти, невозможности купить квартиру и обеспечить себе достойную старость, но и она уже кажется пережитком прошлого. Ни клоунада, ни горькие шутки в духе Энди Кауфмана и Рика Альверсона не нужны, когда хочется жрать. И Артур Флек — шут, не боящийся выставить себя глупо, — понимает это лучше всего. «Это я схожу с ума или мир сошел с ума?» И то и то.
Одно из главных клише жанрового кино — человек на грани или уже за гранью помешательства, чей воспаленный разум достраивает несуществующее и необходимое, домысливает страшное, нагнетает тревогу и переносится в мир проекций и видений. Именно это мы наблюдаем у Артура Флека — постепенное соскальзывание в сумасшествие, когда кровавая израненная душа становится кромешно черной.
«Джокер» же — один из первых фильмов, где ответственность за уязвимость, боль и чудовищные поступки не сваливается на формального злодея, а делится поровну между всеми, кто окружает Артура: кто его недопонял, унизил, недолюбил, обманул или просто не заметил. Его и так нестабильной психики не за что зацепиться в окружающем мире, остаются только триггеры, от которых становится невыносимей. И формальная система, где люди пока еще не убивают друг друга, но уже готовы, на самом деле придумана для видимости помощи, но не для реальных поступков.
Ледяная врач-психиатр задает вопросы голосом робота и получает отпор от Артура: «Вы меня не слушаете». Он здесь не первый раз, он устал объяснять. Работодатели вытирают об него ноги, потому что не понесут за это никакой ответственности. Отца не существовало в принципе, поэтому вся забота о ребенке легла на плечи больной матери. Пока Артур рос, поблизости не было никого, кто проследил бы, что происходит в его доме и как с ним обращаются. Если на улицах не ловят огромных крыс, кто будет заглядывать за двери нищенских квартир? На стольких этапах Артура могли подхватить, услышать, вытащить с той стороны — но никто этого не сделал. Как и герой «Таксиста» Скорсезе, вышедший в обычную жизнь с посттравматическим вьетнамским синдромом, Артур оказался предоставлен сам себе в тот момент, когда ему надо было строить жизнь с нуля и схватиться за чье-то плечо.
«Джокер» поворачивает наши головы не только на преступника, но и на мир, устроенный не так: и первое, что бросается в глаза, — безмятежная улыбка магната и политика Томаса Уэйна. Он имеет ответы на все вопросы, пока нищие вынуждены ковыряться в помойках, сходить с ума в крошечных квартирах, встречаться с равнодушными врачами и в зрелом возрасте работать на пустяковых работах, где их никто не уважает. Чем чудовищнее Готэм, тем пестрее заголовки про мистера Уэйна.
Его подрастающий сын Брюс, который уже обзавелся верным дворецким и вскоре унаследует империю отца, впервые во вселенной DC имеет черты не будущего загадочного рыцаря с золотым сердцем, а привилегированного мальчика, на которого упали гигантские папины деньги. Брюса впервые не то чтобы жаль. Кто-то скажет: деньги заработанные, кто-то — украденные. Именно из последних соберется армия Джокера. Да, Джокер, ты не в себе, но мир помешался раньше.
Как ожидаемый блокбастер с главным призом Венецианского фестиваля и, судя по всему, выдающимися кассовыми сборами оказался ярким фильмом о классовой борьбе с абсолютно левой позицией? Для Голливуда хит о классовой ненависти такого охвата не то чтобы что-то принципиально новое: говорить о несправедливости, привилегиях, унижении и готовности дать отпор языком жанрового кино начали еще несколько лет назад.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.