10 лет Roots United: Кто и как делает фестиваль Present Perfect «Мы все время охотимся за первобытными территориями, где еще не навели лоск»
Осенью 2009 года в петербургском «Стереобаре» — пространстве на Гороховой улице, просуществовавшем три года и закрывшемся в 2011-м — прошла первая вечеринка Roots United: единомышленники из разных тусовок, объединив усилия, привезли музыканта из Детройта Рика Уэйда. С этого момента пошел отсчет истории формации, специализирующейся на умной электронной (и не только) музыке.
Спустя десять лет Roots United — это фестиваль Present Perfect с, пожалуй, едва ли не лучшим петербургским лайн-апом лета-2019, серия OFF и более 80 вечеринок, собственный виниловый лейбл и, наконец, просто большое комьюнити. Мы встретились с сооснователями Дмитрием Агалаковым и Артемом Крючковым, а также с техническим директором Артемом Зотиковым в их офисе в пространстве «Севкабель Порт», чтобы поговорить о том, как сегодня устроена формация.
Фотографии
Не рейв и не техно
Тот, детройтский привоз во многом определил идеологию Roots United: американский город-призрак, некогда бывший флагманом автомобильной индустрии, а во второй половине 1980-х породивший техно, до сих пор вдохновляет участников формации. «Понятно, что вкус меняется и развивается, но детройтская сцена — основа формирования наших музыкальных вкусов», — рассказывает Дмитрий Агалаков.
Впрочем, от терминов «техно» и «рейв» создатели Roots United сознательно уходят: «Рейв — это заброшенный ангар на окраине Лондона или Манчестера в 1992 году, о котором не знает полиция, огромная саундсистема, стробоскоп и тысячи людей в полном отрыве. Сегодня таких событий, наверное, уже и нет».
Вместо «техно» и «рейва» участники формации оперируют более широким понятием «современное искусство», отмечая, что «в него в том числе входит электронная музыка».
Roots United
«Сегодня Roots United — это люди, которые ходят к нам на события, артисты, профессиональное сообщество, которое задействовано в проектах, волонтеры, художники и все, кто ищет эскейп из обыденного мира — это наша другая реальность», — перечисляет Артем Крючков. По словам Агалакова, по сути, формация — зонтичное понятие для множества направлений: «Есть несколько подразделений. Например, офис — люди, которые ежедневно занимаются текущими рабочими процессами. Есть наши артисты и резиденты — это музыканты, которые формируют звучание Roots United в рамках рекорд-лейбла и на наших вечеринках. Есть техническая и арт-команда — специалисты, которые занимаются разработкой технических и художественных концепций событий. Есть ребята, которые работают удаленно и помогают в других процессах. Все они вместе и по отдельности и есть Roots United. Плюс существуют саббренды: например, фестиваль Present Perfect — совместное детище Roots United и 2A Production, как и серия OFF (по словам технического директора Артема Зотикова, 2А — „самостоятельная единица, которая выступает организационным партнером в рамках всех крупных событий RU“. — Прим. ред.). Еще есть маленькие вечеринки Low Cost и так далее».
Представление о том, будто мы тут целыми днями слушаем музыку, классно тусуемся и балдеем, — миф
В бэк-офис — физически он находится в пространстве «Севкабель Порт» — ежедневно ходят семь-восемь человек. «В офисе мы занимаемся всевозможными разработками в области идеологии и креатива, выбором артистов, подготовкой мероприятий, созданием технических концепций, отработкой инфоповодов, общением с партнерами, финансовым планированием и прочими вещами, — говорит Артем Крючков. — Представление о том, будто мы тут целыми днями слушаем музыку, классно тусуемся и балдеем, — миф. Мы впахиваем — как и все те, кто болеет за результаты своей работы».
В том же «Севкабель Порту» находится звукозаписывающая студия: сейчас она на стадии оформления, а в будущем ее откроют «для всех близких по духу, музыкантов». Как говорит Крючков, в ней «во главе угла осознанно стоит дух DIY»: «Нам важно создать небольшой уголок для тех, кто генерирует музыкальные идеи, и дать возможность для совместного творчества».
Работа Roots United становится максимально интенсивной по мере приближения к событию: например, за 20 дней до Present Perfect такое интервью, как сегодня, — двухчасовое, расслабленное — было бы просто невозможно, говорит технический директор Артем Зотиков. В целом трудовой процесс занимает 11 месяцев в году.
Индустрия
За те 10 лет, что работают Roots United, индустрия электронной музыки сильно изменилась. Главное — она перестала быть андеграундом: теперь это крупные гонорары и большие мероприятия, рассказывают идеологи формации. «Масс-маркетом сложно назвать, но это уже точно не клуб „Тоннель“ образца 1993 года, — считает Артем Крючков. — Культура прошла путь от маргинального статуса до больших площадок, суперклубов и фестивалей, в которых задействованы серьезные инвестиции».
На танцполе за это время сменилось три поколения. Сейчас, говорит Артем, интересующейся молодежи стало больше, чем в 2009-м: он объясняет это демографической ямой 1990-х, из которой стране удалось выйти в стабильные 2000-е. По его мнению, сегодняшняя молодежь «более информированная, более open-minded». «Современное поколение молодых людей очень классное: они много путешествуют, много всего видели и в целом являются, пожалуй, самым подкованным поколением», — перечисляет идеолог Roots United (сам он 1988 года рождения).
За последние 10 лет произошел большой технологический скачок, и, как следствие, культура стала более доступной
Сказалось и мощное развитие интернета, в том числе соцсетей. «За последние 10 лет произошел большой технологический скачок, и, как следствие, культура стала более доступной. К примеру, когда мы начинали, получать актуальную информацию о музыкальной индустрии в разных точках мира было гораздо сложнее», — говорит Дмитрий Агалаков.
Внутри индустрии, считает Крючков, нет конкуренции: «Это большое профессиональное комьюнити, и единственный вариант его гармоничного существования — дружить. У нас могут быть разные стратегии развития, свой выбор на тему общения или не общения с журналистами и так далее. Но внутри комьюнити, если вдруг случается беда, мы все друг друга поддерживаем».
Представители Roots United неизменно говорят в интервью, что их главные конкуренты — футбол по телевизору и условные сериалы Netflix. «В сегменте современного искусства нет конкуренции, — Артем возвращается к рассуждениям о совриске. — Современное искусство — это все, что заставляет человека выйти из дома: будь то лекции, выставки, вечеринки или общественные пространства».
Букинг
Петербургские события, которые организуют Roots United, бывают нескольких видов. Один из них — вечеринки в небольших клубах: например, в Stackenschneider на 200 человек. «Мы вместе обсуждаем и привозим музыкантов, которых сами хотим послушать на компактной площадке», — рассказывает Дмитрий Агалаков.
Второй заметный формат — серия вечеринок OFF, которую запустили в 2016 году: «Когда ты организуешь мероприятие на две тысячи человек, то понимаешь, какой из артистов больше соберет, кого надо ставить на главную сцену в прайм-тайм, а кто просто более эстетичен. Классно, когда можно привезти суперинтересного музыканта из Японии, заплатив бешеные деньги за его билеты. Пускай он не очень известный, но люди придут и откроют рот от того, как это круто».
Roots United любят сотрудничать с разными дружественными институциями — такими, как голландские фестиваль Dekmantel и радиостанция Intergalactic FM. «Это большой пласт в истории развития голландского звучания, — рассказывает Дмитрий о радиостанции. — Мы показали их как комплексное культурное явление: вместе с нашими художниками оформили танцпол по их параметрам, привезли резидентов».
Самый большой и известный проект формации — фестиваль Present Perfect, который с самого начала не был сугубо электронным — это скорее городское событие с хорошей музыкой разных стилей. В этом году в программе будет около 50 артистических слотов на пяти сценах — от «первых строчек» до локальных музыкантов. «Будет много инструментальной музыки, лайв-бэндов и неординарных артистов. Из уже анонсированных приедет Awesome Tapes From Africa — главный архивариус африканской сцены, он будет играть с кассет. Итальянцы Ninos du Brasil выступят с барабанным перформансом. Из Голландии приедет психоделик-рок-бэнд Dollkraut, из Великобритании — Andrew Weatherall, хаус-диджей с большим панковским прошлым. При этом мы стараемся избегать очень крупных имен с афиш других фестивалей. Например, есть известный музыкант KiNK, но у нас он выступит с сайд-проектом Kirilik — это придаст большей эстетики его приезду. В то же время крупные хэдлайнеры нужны любому фестивалю: таким образом, в этом году у нас заявлены Modeselektor с новым альбомом и новым шоу».
Как говорит Агалаков, одна из задач фестиваля — «постараться отойти от устоявшихся шаблонов и стандартных ходов»: «Хочется, чтобы в шесть утра не везде играл условный техно или хаус. Так, например, в прошлом году на закрытии сцены Yard выступала пост-рок команда SRKP. В этом году хотим поставить на утро шугейз-группу из Петербурга Pinkshinyultrablast, которую пытались заполучить последние года три».
Еще один трудный привоз на Present Perfect — музыкант Gesloten Cirkel (тоже выходец из России — предположительно, как и Pinkshinyultrablast, из Петербурга). Ранее он категорически отказывался ехать на родину: «Его лет восемь хотели привезти в Россию все, кто занимаются прогрессивной электронной музыкой. В нашем случае этот привоз — результат предыдущих действий: поскольку Gesloten Cirkel имеет отношение к Intergalactic FM, а мы в прошлом году устроили им идеальный шоу-кейс в Петербурге, нас порекомендовали все кто надо — в итоге артист готов дебютировать».
Present Perfect
Как и у Roots United, у Present Perfect — главного детища формации — в этом году юбилей: в пространстве «Севкабель Порт» пройдет пятый фестиваль. В 2015 году летнее событие стартовало в Музее стрит-арта — на тот момент малознакомой даже искушенным горожанам бывшей индустриальной площадке на отшибе города, где нет станций метро. Два года все было отлично, а на третьем Present Perfect случился 12-часовой ливень. Главная сцена под открытым небом, в обрамлении фактурных работ уличных художников (муляжи Зимнего дворца и статуи Ленина), оказалась незаполненной — а сцены поменьше, особенно Boiler Room, были, наоборот, переполнены. «Мы поняли, что, делая фестиваль в Петербурге, не можем позволить себе такую большую открытую территорию и такую маленькую — закрытую», — говорит Артем Крючков, который является генеральным продюсером Present Perfect.
В прошлом году PPF переехал на новую площадку — «Севкабель Порт» (на исторической территории еще одного завода). На тот момент здесь не было обустроенной набережной с видом на Большую Неву и ЗСД — территория выглядела запустело. Спустя год в это трудно поверить. «Мы все время охотимся за первобытными территориями, — продолжает сооснователь Roots United, — где еще не навели лоск. Чем больше деталей — где-то краска облупилась, где-то грузоподъемный кран остался — тем фактурнее площадка. Нас трудно представить в бывшем торговом центре — там нет души, время его не потрепало. Мы всегда пытаемся найти характер в площадке: забрать в том виде, когда она уже безопасна, но еще не переделана под проект, который хотят получить инвесторы».
На ближайшем Present Perfect мы перейдем к новым площадям «Севкабеля»
«На ближайшем Present Perfect мы перейдем к новым площадям Севкабеля. Мы планируем сместить фестиваль с уже обжитых общедоступных территорий в сторону новых подготавливаемых площадей на набережной и парковке, по-новому используем пространства основного цеха», — говорит Артем Зотиков.
В прошлом году в пиковое время площадка достигла полной загрузки, и ради комфорта посетителей вход на несколько часов приостановили (но потом вновь открыли). На фестиваль пришло около 15 тысяч человек. По статистике, треть гостей — не из Петербурга. «Present Perfect развивается как туристический бренд, — говорит Агалаков. — Но мы не хотим, чтобы он превратился в бездушный фестиваль с дорогими артистами. Наша задача — сохранить свою уникальную домашнюю атмосферу. Когда люди с утра сидят на набережной и смотрят на воду и есть чувство гармонии и единения».
Впрочем, организаторы готовы к тому, что в какой-то момент фестивалю придется уйти и из пространства «Севкабель Порт»: «Фестиваль — это кочующая история, потому что ресурсы площадок заканчиваются. В этом году мы здесь. Посмотрим, как все будет развиваться».
Что дальше
Ближайшие планы — Night’N’Day, «двухтактная вечеринка» от Roots United и относительно нового клуба Blank. Первого мая, в 23:00 в пространстве на Арсенальной набережной стартует девятичасовое ночное мероприятие, а спустя восемь часов, 2 мая, там же — дневное. Среди участников — Ancient Methods, Phase Fatale, Bradley Zero, Nocow и другие.
Летом, помимо PPF, пройдет Day OFF. «Запустив его в 2018-м как тест, мы поняли, что дневные вечеринки — это отдельная, очень особенная эстетика, в которой мы хотим продолжать работать хотя бы раз в год. В прошлом году нашим организационным партнером стала голландская тусовка Dekmantel. В этом мы завершаем переговоры с другим европейским комьюнити, специализирующемся на дневных ивентах по всей Европе, но пока не будем раскрывать карты», — рассказывает Агалаков.
На лейбле Roots United выйдет двойной релиз с петербургскими музыкантами, посвященный десятилетию формации: «В него попадут артисты, которые начинали примерно в одно время с нами. Часть из них больше ассоциируется с Roots United, часть — меньше. Это музыка из Петербурга в ее текущем виде».
Кроме того, формация планирует европейский тур на восемь-десять городов. «Что мне нравится: всегда была небольшая неуверенность — по крайней мере, у меня — по поводу того, что за рубежом нас, возможно, не знают. Так вот, оказывается, что, например, фестиваль Present Perfect знают даже в Южной Америке. А когда организовываешь тур, люди прекрасно понимают, с кем они имеют дело», — рассказывает Агалаков.
Значительную часть времени в этом году планируется уделить работе с комьюнити: «Каким бы большим ни был фестиваль и каким бы многослойным ни был бренд Roots United, важно помнить, кто был с тобой все это время, кто ходит на твои мероприятия. Близкий круг. Планов много, среди них — культурный обмен и сотрудничество с музыкальными активистами из разных стран; новые камерные события, не всегда ориентированные только на ночной формат; образовательные инициативы».
Основатели Roots United интригуют и обещают изменить свой вектор развития уже в следующем году: «Иначе происходит стагнация. Но это не будут какие-то драматические изменения, скорее переосмысление того, что мы делали последние 10 лет, и, как результат, появление новых путей».
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.