«Последний министр»: Роман Волобуев — о том, как сделать политический сериал в стране без политики «Смеяться над государством проще: мишень крупнее, статичнее, и в нее легче попасть»
«Отменю пробки на Садовом», — ухмыляется с рекламного билборда на Земляном Валу актер Ян Цапник в образе главы вымышленного министерства перспективного планирования Евгения Тихомирова из нового сериала «Последний министр». Пробок на Садовом теперь действительно нет — Москва на карантине.
«Последний министр», один из флагманских проектов сервиса «Кинопоиск HD», начал выходить 26 марта — и теперь кажется приветом из совсем другой эпохи. Тихомирова, чиновника со стажем, известного по трагедии в уральском городке, назначают министром этого самого перспективного планирования. Конкретного поля деятельности у ведомства нет, поэтому Тихомиров, заскучавший в вынужденной отставке, разводит бурную деятельность. Например, лоббирует отмену закона о запрете мата. Или неожиданно срывается на съезде условных «нашистов», бубнящих что-то бессмысленное на канцелярите. Теряет жену и любовницу, но пропитывается нежностью к дочери, написавшей в инстаграме пост про то, как ненавидит Россию. И в итоге обнаруживает себя персонажем, как сказал режиссер и соавтор сценария сериала Роман Волобуев, «небольшой греческой трагедии».
Историй про чиновников, оказывающихся, в общем, не то чтобы не чудовищами, но, по крайней мере, живыми людьми, сейчас хватает. «Министр» в этом плане все же выделяется — во многом за счет харизмы звезды «Горько!» Цапника. Что до уместности такого сериала во времена коронавируса, то это Волобуева не смущает. «Это история про русскую жизнь, которая и во время пандемии продолжается, хвала небесам», — говорит режиссер. The Village пообщался с ним о том, как делать сериал про политику в стране, где нет политики, о выдуманном сленге и внутренних шутках.
Интервью
Лев Левченко
— Вы с самого начала были в проекте? Когда в принципе стало понятно, о чем будет сериал?
— Нет. «Министр» начался без меня и долго был любимым детищем продюсера Александра Цекало, которым он занимался с разными авторами и которое ни один канал — а тогда сериалы еще делались для телеканалов — не хотел финансировать, потому что политика и так далее. Я появился там как очередной наемный сценарист, у нас стало что-то получаться, и дальше я вдруг оказался сперва режиссером, потом — чем-то вроде шоураннера. Случилось это так быстро, что я как-то пропустил момент, когда Цекало решил, что проект надо отдать мне.
— Если не ошибаюсь, вы давно мечтали о русском The Thick оf it. При этом опыта (если не считать не снятого в итоге сериала «Завтра» для телеканала «Дождь») в политической сатире у вас нет. Не тяжело было перестраиваться? Помогли наработки, которые вы сделали к «Завтра»?
— У меня нет опыта вообще ни в чем, если не считать съемок на диких скоростях с микроскопическим бюджетом или вообще без него (как было с «Завтра»). Подозреваю, этот мой навык и был причиной, по которой Саша меня нанял, — бюджет у нас был не микроскопический, но русское телекино, даже такое амбициозное, как «Министр», все равно делается дешево, быстро и немножко на коленке.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.