«Памятник всему» в «Музеоне» и медитация в «Зарядье» В России идет первый фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities
С 2 июля по 1 августа одновременно в шести городах России проходит первый фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities — спецпроект Московской международной биеннале молодого искусства. В основной программе пять авторов и объединений. Они победили в закрытом конкурсе, в судьбе которого приняли участие несколько экспертов: арт-критики, урбанисты, художники и разработчики сервисов городской аналитики. Работы существуют в цифровом пространстве в виде AR-изображения — так организаторы и куратор исследований Garage Digital музея современного искусства «Гараж» Никита Нечаев решили объединить города. Жители Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Краснодара, Красноярска и Екатеринбурга увидят одни и те же арт-объекты с помощью технологии дополненной реальности на сайте Rosbank.futurecities.art. Мы прошли по маршруту фестиваля и рассказываем, насколько удачной оказалась попытка создать вечные произведения искусства и как они исследуют связь между аналоговым прошлым и цифровым настоящим. Это страшно и красиво.
Как все устроено
2 июля заработал официальный сайт проекта, где появится программа дискуссионной части, в которой принимает участие The Village, и расписание экскурсий (нужно будет зарегистрироваться). Чтобы полноценно пользоваться ресурсом, разрешите в настройках доступ к геопозиции и гироскопу — так система увидит вас на маршруте и покажет работу во всей красе. Каждая из них, несмотря на то что находится только в цифре, на экране смартфона, привязана к определенному месту. Контекст — одна из самых удачных частей проекта. В московском маршруте пять точек: «Красный Октябрь», парк «Музеон», набережная рядом с Крымским мостом, «Зарядье» и смотровая площадка на Воробьевых горах.
Технически все так. Заходите на сайт, на стартовой нажимаете на «Работы», открывается карта. Далее приходите на точку, нажимаете на иконку геолокации, соглашаетесь со всем, с чем просит устройство, жмете на красный куб в верхнем левом углу и ждете загрузки объекта. Чтобы увидеть его, нужно нажать на фиолетовый круг. Свой арт-экспириенс можно записать на видео или сделать фото — технология та же, что в сторис инстаграма. Файлы сохраняются не в фото, а в загрузки браузера (справа вверху).
Редакция пыталась войти в мир диджитал-арта через айфоновские восьмерку и десятку. Личный опыт зрителя зависит не только от уровня техники, но и от качества сигнала и положения солнца. Подсветка экрана сходила с ума и постоянно затемняла его, а в «Зарядье» из-за нестабильного приема помедитировать удалось в режиме глитч. Такое технологическое неравенство не пугает организаторов. На старте проекта они примерно посчитали, сколько энергии потратят на разработку приложения и сайта, и остановились на последнем. Это экологичнее, быстрее и, как ни крути, доступнее для большинства зрителей.
Несмотря на то что художники из-за не молниеносной реакции техники и вышек операторов оказались в неравных условиях, впечатление это совсем не портит. Посмотреть работу все равно можно, а порой нестабильное изображение даже выглядит нарочитым и метафоричным — и цифра, и реальность лажают. Рассказываем, что увидели мы.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.