Как открыть галерею без грантов и спонсоров — история петербургского проекта «Стыд» «Это не выставки — это иммерсивные спектакли на минималках»
В разгар пандемии в Петербурге, в здании бывшей военно-картографической фабрики на набережной Пряжки, открылась галерея «Стыд» — проект журналистки и куратора Александры Генераловой, искусствоведа Евгения Кузьмичева и художницы Александры Гарт.
По российским меркам предприятие кажется фантастической авантюрой. Взяв в аренду помещение площадью около 20 квадратных метров, команда решила отказаться от всего, что их раздражало в традиционных галерейных пространствах: от шумных вернисажей, напоминающих вечеринки, бесплатного входа (за посещение выставки нужно заплатить 300 рублей — деньги, сопоставимые со стоимостью билетов в популярные музеи) и, главное, от групповых посещений экспозиции. В «Стыд» можно попасть только в одиночку, чтобы провести наедине с искусством 20 минут — именно столько длится сеанс. Интересно, что формат, такой актуальный в разгар пандемии, создатели галереи придумали еще в прошлом декабре, когда о локдауне и социальной дистанции не было и речи.
The Village побывал в новой галерее во время монтажа новой выставки и поговорил с Александрой Генераловой о том, как был придуман проект, удается ли его окупать и почему формат одиночных посещений останется актуальным и по окончании пандемии.
Нам же хотелось открыть место, где у гостя будет 20 минут наедине с искусством, без болтовни и отвлекающих факторов. При этом внутри он может делать что хочет: хоть на полу лежать, хоть снимать себя на камеру — его никто не видит, и галерейные правила приличия на него не давят.
Александра Генералова
журналист и куратор
В конце прошлого года мои друзья — искусствовед и исследователь видеоигр Евгений Кузьмичев и художница Александра Гарт — предложили открыть собственное выставочное пространство без вернисажей и с индивидуальным посещением. Почему это важно? Основная масса гостей на выставку в независимом пространстве или галерее приходит во время открытия — часто не ради выставки, а для общения и бесплатной выпивки. После вернисажа единичные гости забегают в выходные минут на 10, потому что по плану у них еще два-три проекта в разных локациях. Нам же хотелось открыть место, где у гостя будет 20 минут наедине с искусством, без болтовни и отвлекающих факторов. При этом внутри он может делать что хочет: хоть на полу лежать, хоть снимать себя на камеру — его никто не видит, и галерейные правила приличия на него не давят.
Кураторский опыт у всех троих был: мы с Женей два года делали проект о современном графическом дизайне «Маргинальный дизайн» — организовывали выставки и на Новой Голландии, и в техно-клубе Mosaique, и на 200 квадратных метрах «Бертгольд-центра», и в пятиметровом независимом пространстве FFTN. Александра в течение года была куратором выставочных и образовательных программ кабинета графики в Малом Манеже.
Свое идеальное помещение искали на Avito и перед Новым годом нашли 20-метровую комнату в бывшей картографической фабрике на берегу реки Пряжки — Богом забытое место на Матисовом острове, по соседству с психиатрической лечебницей, при этом в 10 минутах ходьбы от Мариинского театра. Здание второй трети XIX века выглядит как уютный особнячок с балкончиком, который контрастирует с заброшками на другом берегу — это Петербург фильма «Окно в Париж» Юрия Мамина и «Обводный канал» Алексея Учителя.
Когда мы делали ремонт, сотрудники фабрики только-только начали съезжать, оставляя после себя старинную мебель, книги и документы 50-х годов, портреты Горбачева и множество артефактов эпохи — в последние годы контора, которая управляет зданием, частенько сдавала некоторые помещения под съемки фильмов. Нам понравилось, что место слегка запущенное: там нет лоска креативных кластеров, баров и коворкингов, а арендаторы самые разнообразные — от салона красоты и студии стрип-пластики до театра и пошивочного цеха.
Правила посещения мы придумали сразу, еще в конце декабря: вход строго по одному, сеанс длится 20 минут, гостям выдаются черные перчатки — чтобы трогать объекты. О коронавирусе мы не думали — эпидемия даже в Китае еще не началась. В марте стало понятно, что наш формат обогнал время: ровно о таком протоколе посещения начали рассуждать в арт-среде, а сейчас это стало новой нормой. Но мы исходили не из соображений эпидемиологической безопасности — хотелось разорвать порочный круг хождения на выставки ради тусовки или «культурного» убивания времени. Наша цель — дискомфорт, благодаря которому весь фокус зрителя будет на работах, а сам поход в «Стыд» он запомнит, выделит из череды других пространств.
Мы не называем наши проекты выставками — это иммерсивные спектакли на минималках, квесты в реальности в белом кубе или сет-дизайны
Потом случились локдаун и закрытие границ — открытие пространства отложилось, и, если честно, мы были в замешательстве: по плану у нас были проекты авторов из Минска, Краснодара и Берлина. В июне начались послабления, и мы решили запустить «Стыд»: привезти работы и художников было нереально, но мы все равно планировали сначала показать наш коллективный проект.
Место открылось трехчастным иммерсивным спектаклем под названием «Стыд» — каждую часть «режиссировали» мы сами, по очереди. Это был проект-манифест, в котором мы рассказывали о наших эстетических ориентирах, анализировали само понятие «стыдного» в мире современного искусства, а также окружающий нас остров, который завис в безвременье: то ли 90-е, то ли вообще 70-е. Опубликовали объявление в своих соцсетях, думали, никто не пойдет — ведь за билеты надо платить. Однако в первый же день к нам пришли 10 человек, включая коллекционера и создателя ДК Громов Игоря Суханова — тогда мы поняли, что, пойдя против правил, все сделали правильно.
Мы не называем наши проекты выставками — это иммерсивные спектакли на минималках, квесты в реальности в белом кубе или сет-дизайны, где есть продуманный звук, свет, специальные детали, которые нужны для того, чтобы лучше воспринять конкретный проект: можем поставить кресло и напиток в ведре со льдом, чтобы человеку было удобно, можем, наоборот, сделать нахождение внутри невыносимым с помощью саунд-дизайна. Сам факт того, что внутрь нельзя войти с другом, надо провести сеанс в одиночестве, вызывает стресс и непонимание, но без этого правила не будет эффекта. Смысл самого названия «Стыд» мы не объясняем, само звучание — прекрасно, да и забыть сложно.
До Нового года в пространстве идет проект «Провал» Александры Гарт, который намеренно обманывает ожидания от показа печатной графики.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.