Современные художницы — о выставке «Музы Монпарнаса» в Пушкинском «Псевдопрофеминистский посыл — прикрытие, чтобы снова указать женщинам, где наше место»
«Я люблю выходить вечером и слушать, как красивый человек говорит мне, насколько красивая я или насколько я большой художник», — на вопрос о любимых занятиях в жизни как-то ответила художница Тамара Лемпицка, икона ар-деко, собутыльница Хемингуэя, любовница Д’Аннунцио и просто одна из самых лихих женщин своей эпохи. Эпоха расцвета Лемпицка — межвоенная Европа и конкретно парижский Монпарнас, где тогда тусовался весь цвет международной богемы. В перерывах между потасовками и пьянками ее участники создали и оформили несколько художественных течений в литературе и живописи. Но и те времена были таковы, что про «красоту своего стана» художницы слышали постоянно, а вот желающих обсудить с ними их профессиональные успехи находилось не так много.
Выставка «Музы Монпарнаса», открывшаяся недавно в Пушкинском, пытается исправить это упущение — она посвящена исключительно художницам и моделям, сыгравшим главные роли в художественной жизни Монпарнаса. В Москву из российских и французских частных коллекций привезли около 200 произведений, большая часть которых будет показана в России впервые.
Среди участниц выставки — Тамара Лемпицка, Соня Делоне, Камилла Клодель, Анна Голубкина, Вера Мухина и менее известные сейчас художницы — Ромен Брукс, Жаклин Марваль, Мари Лорансен и еще десяток имен. Все они получили признание при жизни и активно работали в то время, когда движения против дискриминации женщин еще только набирали обороты.
Париж был одним из немногих мест, где женщины могли получить профессиональное художественное образование, что, впрочем, не отменяло того факта, что в поле художественной критики все равно работали только мужчины. Многие из героинь выставки начинали как модели, натурщицы или, как в случае с Камиллой Клодель и Огюстом Роденом, ученицы известных художников, и в дальнейшем их имена для широкой публики часто были связаны именно с ними. Такое положение дел самих художниц, разумеется, не устраивало: значительная часть их профессиональной жизни была посвящена тому, чтобы традиционалистский взгляд на положение женщины в обществе был признан вредным пережитком.
Сейчас то же можно сказать и о статусе «музы», который женщины получали за неимением адекватной терминологии. Обществу, неспособному признать их художественную автономность, тем не менее было необходимо присвоить им определенную роль — ею стала вечно прекрасная покровительница искусств при художнике-творце. The Village решил узнать, что думают современные художницы о статусе «музы» и возможно ли вообще кого-то сейчас всерьез так назвать — хоть выставку, хоть человека.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.