«Роды — моя глубокая рана»: Художница Анна Самойлова о выставке «Немолоко»
В своих проектах художница Анна Самойлова исследует славянскую визуальную культуру. Ее работы связаны с фольклором и орнаментальностью: некоторые обращаются к истории Дягилевского балета, другие — к быту сельских женщин и свадебному обряду русских крестьянок.
Новая выставка Анны «Немолоко» откроется в ММОМА 16 февраля и сохраняет привычную художнице фольклорность, но в отличие от предыдущих проектов этот — более личный, основанный на опыте самой авторки. Анна сделала его после сложной беременности, сопряженной с депрессией, и родов, закончившихся кесаревым сечением из-за ковида.
The Village поговорил с Анной Самойловой о фольклорности ее работ, беременности во время коронавируса, а также о том, почему ее дочь называли кесаренком и искусственником.
Тревожная беременность и лоскутное одеяло
Художница начала работу над «Немолоком» в 2021 году будучи беременной, а заканчивала с дочерью на руках. Название выставки означает невозможность грудного вскармливания и вместе с тем — разрушение иллюзорных представлений о том, что беременность — лучшее время в жизни женщины. «Это мой личный дневник. В нем меня больше, чем во всех других проектах. Я боюсь публично рассказывать эту историю, потому что роды стали глубокой раной, — говорит Самойлова. — Работа над проектом помогла мне пережить этот опыт, и я надеюсь, что выставка поможет другим женщинам в похожей ситуации почувствовать поддержку».
Анна рассказывает, что весь первый триместр беременности провела в кровати. В туалет ее водили за руку. Она несколько лет пила антидепрессанты, но на время беременности прием пришлось прекратить. Из-за слабости Анна не смогла работать, и вкупе с отменой лекарств это привело к сильной депрессии.
Анна всегда хотела ребенка, но ей было сложно принять, что внутри кто-то растет. Знакомые и друзья говорили, что это нормальное состояние для беременности, но девушка чувствовала себя «инкубатором, в котором поселилось нечто чужое». «Я не была готова к тому, как росло мое тело. Я привыкла к своим параметрам, но во время беременности они быстро менялись, и я не успевала перестроиться», — вспоминает она.
Анна часто тревожилась. На улице она в уме просчитывала траектории велосипедистов и самокатчиков, чтобы не столкнуться с ними. Зимой не выходила совсем, потому что боялась упасть. После походов к врачам девушка читала статьи в интернете, чтобы проверить их слова. Однако информация только пугала ее. Негативные мысли скапливались, давили изнутри. У девушки развилась бессонница.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.