Oxxxymiron — о дворах Лиговского проспекта и центре русской рэп-культуры Интересные люди в Москве и Петербурге говорят с The Village о своих любимых местах в городе
Фотографии
дима цыренщиков
На этой неделе в двух столицах — в клубах А2 Green Concert и Stadium Live — пройдут большие весенние концерты Оксимирона (Мирона Фёдорова), одного из главных русских рэперов: на выступление в московском клубе, вмещающем 8 тысяч человек, все билеты уже раскуплены.
Накануне концертов The Village прогулялся с Мироном, который в последние годы живёт в Петербурге, по злачным дворам Лиговского проспекта, 50 у Московского вокзала (территории бывших складов Северного страхового общества), поговорил с ним о любимых барах, колыбели российского баттл-рэпа и о том, как Лиговка стала центром отечественной хип-хоп-культуры.
Про Лиговский проспект, 50
Во дворах на Лиговском, 50 я впервые оказался летом 2012 года, меня притащил туда кто-то из приятелей. Место это воистину уникальное. Большое пространство с корпусами бывших складов в самом центре города, в двух шагах от Невского проспекта: ты проходишь мимо Московского вокзала, мимо торгового центра «Галерея», потом ещё немного, перед тобой шлагбаум, сворачиваешь через проходную и оказываешься в Зазеркалье.
Мы все знаем про джентрификацию промышленных зон или заводов в современных мегаполисах, которые целиком превращаются в модные арт-пространства, но это не тот случай: здесь, благодаря удивительному сочетанию разных факторов и обстоятельств, окраинная по своей сути среда оказалась врезанной в тело исторического центра. За спиной — шумный Лиговский проспект, впереди за заборами стоят вокзальные депо и движутся поезда, слева маячит торговый рай, чуть правее — тихий сад Сан-Галли. Но это всё внешние явления, а ты стоишь внутри какого-то особого мира, изолированного, во многом погруженного в себя и в то же время наполненного самой разнообразной жизнью.
И это, конечно, никакая не джентрификация, не проект, не результат работы урбанистов, не ультрамодное место. Это естественно сложившаяся среда, где каждой твари по паре: скучные офисы, сербский фастфуд, ремонтные мастерские, продуктовые лавки, магазин искусственных цветов, солярии, куча баров, караоке, клуб «Цоколь», летние «Дюны» с песком, байкерский клуб, какие-то совсем уже загадочные, закрытые для посторонних заведения, бесконечные мусорные контейнеры. Индустриальный характер места никуда не делся, старые кирпичи не стали элементом обновлённого дизайна — здесь правит хаос, и в этом хаосе выплавляется нечто, тяжело поддающееся описанию.
Отдельного внимания заслуживает легендарная уже круглосуточная шаверма прямо у входа, локальная точка сборки, где заканчивают свои ночи и часто просто засыпают под утро лиговские тусовщики. Шаверма является не только точкой на карте, но и устойчивым символом, образуя вместе со шлагбаумом и крошечным магазином своеобразный КПП между обыденностью внешнего мира и полуреальной территорией Лиговки, 50. Вообще, атмосферу этого места с его обветшавшими кирпичными стенами и закоулками, подозрительными личностями и преимущественно ночной жизнью можно описать одним-единственным словом — нуар.
Про бары Лиговки
Чаще всего я бываю в ставшем уже легендарным баре «1703» — хозяева давно стали друзьями, а место — родным, вторым домом. Раньше я там нередко ночевал: при всей неприветливости окружающей уличной обстановки это уютный бар, в котором абсолютно комфортно. По периметру стоят диваны, приветливо мигают огоньки над стойкой. Причём началось знакомство с «1703» с затеянной мною же драки (разумеется, я был сильно пьян и не рассчитал, что силы противников намного превосходили наши — впрочем, сейчас мы с ними тепло общаемся там же).
Ещё периодически я заглядываю в местный караоке-бар Poison, хотя больше времени я всё-таки провёл в главном баре этой сети на Думской. Когда много пил, то много пел, при этом репертуар мой скромен и состоит из треков Эминема, песни Джонни Кэша «Hurt» и ещё нескольких нетленных хитов, что-то из Боба Марли. В последний раз пытался исполнить «Changes» Тупака, но, разумеется, забыл слова и просто лаял характерными интонациями.
Когда в «1703» слишком людно, я иногда захожу в соседний и намного более цивильный Friends Only, который даже несколько выбивается из общего настроения территории. Не могу не упомянуть диковинное место под названием Capella, будто перенесённое напрямую из 90-х, причём это касается всего: интерьера, посетителей и выступающих коллективов. Это будто некое продолжение гаккелевского «Тамтама» — точнее, того, как его себе представляю я, проживший почти всю жизнь за рубежом. Последний раз в Capella я был на «Банде четырёх» прошлым летом и слэмился с бритыми энбэпэшниками и длинноволосыми хиппарями под песню с говорящим названием «Девяностые кончились».
Несколько раз под утро я таинственным образом попадал в спрятанный в самом конце территории бар Flamel — закрытое заведение, каждый член которого обладает ключом от входной двери. От многих этих заведений остаётся ощущение, что вот выйдешь — и оно исчезнет, как та волшебная лавка из рассказа Уэллса.
Существует и некий анклав (а может, форпост?) Лиговки, 50 за границами территории — бар «Нико» на близлежащей Коломенской, с практически идентичной атмосферой уюта, потёртости, загадочности и раздолбайства.
Про людей и репутацию опасного места
На самом деле хороших мест в Петербурге много, я периодически для разнообразия зависаю где-нибудь ещё, например на Фонтанке или на Некрасова. Но Лиговка — родная, здесь другой контингент, посвежее, что ли. Дикий микс людей, абсолютно неоднородная среда, больше взаимопроникновения субкультур. Нет того налёта предписанной и прилизанной модности, который меня часто раздражает в других местах. Можно встретить кого угодно: панков из «Цоколя», художников, актёров петербургских театров, неприкаянную богему, а также тревожных персонажей, которые вообще непонятно как и откуда сюда попали — возможно, они живут в коммуналке неподалёку или забрели с Московского вокзала. За счёт всего этого место не превращается в гомогенный мирок, где все варятся в собственном соку.
Среди обывателей у Лиговки, 50 есть репутация немного опасного места, но это, конечно, скорее городская легенда. Для Лиговского проспекта вообще исторически характерен флёр блатной романтики, а под номером 50 ещё и большое скопление злачных заведений.
Какое-то время назад ходили слухи, что сюда приезжала полиция расследовать смерть посетителя и тут же случайно на задворках у железнодорожных путей нашла ещё один труп, который пролежал там, как выяснилось, несколько месяцев. После этого у всех заведений долго были проблемы со стражами правопорядка, которые, как и в любом хорошем нуаре, занимают прочное место в местной экосистеме и патрулируют территорию в поисках наживы.
Про баттл-рэп и центр русского хип-хопа
В довесок ко всему Лиговка, 50 — это ещё и колыбель отечественного баттл-рэпа. Речь в первую очередь о баттле Versus, проходящем в том же «1703», — изначально локальном феномене, разросшемся до всероссийских масштабов и до десятков миллионов (а скоро, уверен, и до сотен миллионов) просмотров на YouTube. Тут же, за углом, в «Альфа-баре», проходит Slovo Spb — ещё один заметный баттл-проект, изначально родом из Краснодара, но со временем отпочковавшийся от своего южного прародителя под слоганом «Слово СПб, баттл-рэп на Неве, Питер — первый, как Пётр, нас хранит Бафомет».
На наших глазах довольно маргинальная штука становится культурным мейнстримом, и я уверен, что Лиговский здесь тоже сыграл свою роль. Как верно заметил когда-то глава баттла Versus Саша Ресторатор, баттл-рэп — хрупкая история: любой неверный элемент, не те люди, не та атмосфера, не то окружение, не то помещение — и всё рассыпается. Здесь же многое совпало: интересное субкультурное пространство, притягивающее очень разных людей, бары, хозяева которых интересовались рэпом, молодая аудитория, которая искала такие бары в городе, ощущение свободы, отстранённости от формального внешнего мира и тому подобное.
Я даже больше скажу. Дворы Лиговского в Петербурге — это сейчас не просто центр актуальной российской рэп-культуры, отсюда на всю страну идёт вещание новой русской словесности. И это не притянуто за уши. Притом что я часто негативно отношусь к тому, что происходит с содержательной частью на том же Versus (недавно мы в ужасе сбежали с друзьями через 15 минут после начала финальных выступлений), но уже невозможно отрицать, что это действительно важное явление для молодёжной культуры и языка. Поэтические вечера на этом фоне уже отдают нафталином.
Про Петербург, Ингрию, центр и окраины
Есть некоторая ирония в том, что, окончательно вернувшись в Петербург три года назад, я привязался именно к этому месту. На Западе я так или иначе 20 лет вынужденно прожил на городских окраинах и, приехав после долгого перерыва сюда, попав в этот район (моя тогдашняя девушка жила на Коломенской) я понял, что хватит: в Питере я готов жить только в центре. К тому моменту у меня уже пошли концерты, появились какие-то деньги, так что всё сошлось. Но это, видимо, судьба: вот такое вот подобие городской окраины парадоксальным образом само нашло меня самом в центре.
Петербург — важный и родной город, хотя, например, в Лондоне я до сих пор, кажется, ориентируюсь лучше. В моей песне «Дежавю» есть слова «Для меня Ингрии свята земля, как зенитовцам». Часто спрашивают, есть ли в этом ирония. Абсолютно никакой. На одном из недавних баттлов в «1703» московский рэпер Obe1Kanobe прочитал: «Если кто не понял, то каждый пацан должен гордиться тем местом, откуда он родом, йопта!» Совершенно согласен с коллегой. Если бы я родился в маленьком городке, я бы на сто процентов продвигал его и его маленькую «Ингрию».
В последние годы я много езжу по стране и научился ценить любой регионализм — ну вот, например, краснодарский. Тамошние рэперы молодцы, что так яро отстаивают свой локальный бренд хип-хопа, свою южную атмосферу. Ведь любой большой город в России — это сегодня страна в стране, со своим характером и очень даже обособленной жизнью. У всех есть своя «Ингрия» — это такой символ локальной культуры и традиций, не обязательно петербургских.
Про Москву, города и предстоящие концерты
Я не люблю Москву и никогда этого не скрывал, зато московские концерты у нас обычно очень крутые — может быть, лучшие. Если взять все концерты, которые у нас были, то Москва — точно лидер по отдаче аудитории. Даже в родном Петербурге я видел холодные залы. В других городах, особенно небольших, тоже — и это как раз объяснимо: публика просто не знает, как вести себя на концерте, у неё нет такого навыка. Когда я вижу скованный зал в провинции, то обычно прошу: «Поднимите руки те, кто никогда до этого не был на рэп-концерте!» Иногда поднимает руки чуть ли не весь зал. А кто вообще не был на концерте? Руки поднимает ползала.
Мы стараемся не льстить городам. Есть артисты, которые стабильно кричат в конце каждого концерта: «Вы лучшие!» Мы часто пишем наоборот: «Вы худшие». Скажем, у нас был концерт в Уфе, и мы честно написали: это самый чудовищный концерт тура, это было ужасно, ноль отдачи, хотя мы дико выкладывались. И на следующий год ребята в Уфе выложились уже на полную катушку, всё прошло очень круто. Не надо считать людей за идиотов, публика ценит честность.
Я не представляю, что нас ждёт в Москве 17 апреля. На прошлый концерт пришли 3,5 тысячи — и это уже была гигантская толпа, а теперь распроданы билеты в 8-тысячный зал. Я не знаю до конца, кто эти люди, никто из моей команды пока не успел свыкнуться с таким стремительным ростом. Это будет большой эксперимент, хорошо показывающий масштаб аудитории современного русского рэпа.
Долгое время страна жила с «большой тройкой»: вот у нас есть попса, есть шансон, есть рок. А хип-хоп всегда был младшим братом-придурком. Идут два рэпера, один в широких штанах, второму тоже наваляют — именно так он воспринимался. Прошлый год стал переломным, к рэпу прислушались даже те, кто были от него далеки. Давно нет никаких широких штанов, уже давно стало скучно смеяться над «йо-йо-йо», наступило время хип-хопа. И люди на Лиговском это, кстати, поняли задолго до многотысячных залов.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.