«Текст»: Сносный отечественный мейнстрим о вечном конфликте человека и государства Человек, как всегда, в проигрыше
«Текст»
Режиссер
Клим Шипенко
В ролях
Александр Петров, Кристина Асмус, Иван Янковский
Назло маме сбежавший из дома Илья (куда новейшему российскому кино без Александра Петрова?) идет в ночной клуб с девушкой, где ему подбрасывают наркотики. За семь лет, что Илья сидит в тюрьме, Россия, как это с ней бывает много столетий, меняется целиком, и при этом в ней не меняется ровным счетом ничего.
Кроме засилья мобильных технологий и пиканья уведомлений в мессенджерах, реальная жизнь работает по классике: силовики решают, кого посадить по палочной системе, судьбу определяет круговая порука. С первого дня на свободе Илья входит в пустоту: любимая мама, переживавшая за его будущее, умерла; девушка без угрызений совести живет дальше; друг оказался и не друг, и не враг, а так. После гибели опера, виноватого в его сроке, у Ильи остается его телефон со всеми явками и паролями чужой жизни: главный герой решает отыграть его роль, доделать незавершенные дела и при этом остаться незамеченным.
Пересказ «Текста» будет напичкан спойлерами для тех, кто не читал российский бестселлер двухлетней давности — а таких, скорее всего, немного (автор — один из них). Писатель Дмитрий Глуховский, автор успешных книжек из серии «Метро», сам переложил роман на сценарий, обрезав для двухчасового хронометража роман в несколько сотен страниц, но суть «Текста» осталась прежней. Это кино о том, как гаджеты складируют нашу память, поступки и в конечном счете движения души, так что стать другим человеком с его телефоном на руках не сложнее, чем подкинуть вес по статье 228.
Имя Горюнова — литературного героя, придуманного Глуховским несколько лет назад, — созвучно Ивану Голунову, чья антикоррупционная журналистская работа закончилась сфабрикованным делом — нарочно такое не придумаешь. Фильм Клима Шипенко (одноклассника Голунова, если что) — редкий, если не уникальный, случай российского мейнстрима широкого проката с нескрываемой политической критикой. История Ильи — узнаваемый случай общеизвестной коррупции и тотального бесправия человека перед молохом системы. «Текст» — это угрюмый детектив о неприветливом городе, где каждый сам за себя — особенно если за твою судьбу не вписалось бурлящее медийное сообщество. Все факты нашей с вами зависимой жизни пересказываются здесь сухо, через запятые: на каждого (опера или мирного гражданина) найдется свой компромат, своя травма и свои враги.
Что важно и для сюжета, и для состоятельности фильма — постановщики обошлись без декоративных квартир, объяснялок про интернет и поддельной открыточной Москвы, которую неудачно причесывают под все жанры оптимистичные современники Шипенко. Эту киноправду путинской эпохи, скорее всего, будут цитировать как самый доходчивый фильм о России 2000-х и 2010-х: не слишком многослойный для хорошего нуара, но смелый и прямолинейный рядом с ностальгическим и елейным массовым кино.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.