«Слушатели электроники — индивидуалисты»: Ник Завриев — об электронной музыке в СССР Интервью с автором «Планетроники» — лучшего русскоязычного подкаста о музыке
Ник Завриев — музыкант-электронщик, ставший известным в начале 2000-х как представитель первой волны российского IDM. А еще он знаток музыкальной истории и подкастер. Подкаст «Планетроника», сделанный вместе с «Яндекс.Музыкой» — своего рода аудиоэнциклопедия о стилях электронной музыки. Каждому поджанру отведен город, в котором он возник: транс — Франкфурт, диско — Милан, хаус — Чикаго. Последний эпизод посвящен Москве. К его выходу мы решили поговорить с Ником об истории российской электронной музыки и собственно о его подкасте.
Про подкаст
— Эпизод про советскую электронику немного выбивается из концепции «город — жанр» — там действие происходит и в Москве, и в Петрограде, и даже в Ижевске.
— Вообще, в первоначальном плане городов Москвы-то и не было. Я и не думал про это рассказывать. Но уже по ходу дела меня спросили, почему все города есть, а Москвы нет. Так-то в «Планетронике» нет и других городов — например, Токио, хотя японская электроника — очень яркое мировое явление. А, например, в случае с Норвегией (выпуск про Берген) — мы не можем сказать, что это великая электронная держава, но диско-сцена с ней связана очень тесно. В выпуске про Москву я совершаю попытку осмыслить, что вообще происходило с электроникой в советские годы.
— у большинства выпусков «Планетроники» есть конкретная отправная точка — Детройт, Дюссельдорф и так далее. Почему здесь ты выбрал именно Москву, а не Петербург?
— Здесь все так же, как в случае с Бельгией. Там нет одного конкретного «музыкального» места. Я хотел начать выпуск с Антверпена, потом я посмотрел — куча всего происходит и в Генте, и в Брюсселе. А в реальности все вообще происходит не в городах, а в пригородах. Тогда довольно условно берется столица: в Бельгии — Брюссель, в СССР — Москва.
С моей точки зрения, самое важное, что происходило в советской электронике — это вообще Прибалтика. Zodiac, Свен Грюнберг и «Арго» — они гораздо важнее, чем, например, московские группы.
— Для тебя подготовка к этому выпуску была особенной? Если западные жанры ты постигал уже в более позднем возрасте, то советская электроника существовала в твоем детстве.
— Отчасти да. Хотя самый личный выпуск для меня был даже не про советскую электронику, а про IDM. Я ведь сам находился в этой сцене — знаю всех этих людей, кого-то люблю, кого-то не очень. С кем-то вообще поссорился. Так что было сложно.
Разумеется, и от советской электроники мне тоже было трудно дистанцироваться. Если бы не группа Zodiac, то я бы вообще никогда в жизни не увлекся электронной музыкой. Еще одна личная история: есть такой музыкант Андрей Родионов. Его пластинки я слушал в 12–13 лет. Не так давно мы с ним вместе поработали. Для меня это была очень сильная история. Я с ним даже сделал огромное интервью — два часа разговора — от языков программирования до сэмплеров. Надеюсь, опубликуем его чуть позже!
— Что насчет источников — где ты добывал информацию для этого выпуска, очень и очень разностороннего?
— Основным источником по 30-м годам был «Терменцентр». У них есть лекции, статьи на сайте — на все это я ссылаюсь. Про Мурзина, который в 50-е представил синтезатор АНС (первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор. — Прим. ред.), выходил документальный фильм на «Культуре».
С 70–80-ми все уже чуть сложнее. Те же Zodiac и «Арго» были еще тогда на наших глазах. Мой главный вопрос был: «Как электронные музыканты вообще оказывались на „Мелодии“» Сейчас мы понимаем, как попасть на лейбл: демо, продюсер, шоукейс. А как это работает, когда лейбл один и он мейджор, не очень понятно. Оказалось, что на «Мелодии» работал Борис Тихомиров — участник дуэта с Андреем Родионовым. Он и протолкнул на лейбл серию «Пульс». Например, первый диск назывался «Спорт и музыка»: там под вполне танцевальную музыку зачитывали команды по ритмической гимнастике. Играет классное диско, а под него звучит «Левой — правой, левой — правой». Я так понимаю, что в СССР вся эта гимнастика пришла через Джейн Фонду — она была главным послом аэробики.
Ну а потом многие музыканты с этих сборников начали выпускать сольные альбомы: Родионов с Тихомировым, Зигмар Лиепиньш, группа «Арсенал» — про нее я читал в автобиографии Алексея Козлова (лидера группы, а также основателя джазового клуба. — Прим. ред.).
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.