Вице-президент Spotify Чарли Хеллман — О заработке музыкантов и алгоритмах автовоспроизведения А также о новых функциях приложения и независимости музыкальных редакторов
3 114 — примерно столько раз должны прослушать трек музыканта на Spotify, чтобы тот смог заработать хотя бы 800 рублей (8 фунтов — минимальная зарплата в час в Англии). А представьте, что вы не один музыкант, а группа? И живете не в Англии, где подписка стоит тысячу рублей (10 фунтов) в месяц, а в России?
В 2020 году музыкантам было непросто. Онлайн-концерты не приносили особого дохода и выглядели скорее забавной безделушкой эпохи карантина, чем реальным подспорьем индустрии. Оставшись без основного источника заработка, музыканты стали тщательнее смотреть на стриминги. И в очередной раз оказалось, что зарабатывать там деньги крайне сложно: как всегда, пропасть между бедняками и богачами оказалась гигантской — 1 % музыкантов набирал 90 % всех стримов.
Spotify и до этого часто оказывался втянут в конфликты с музыкантами. Претензия, как всегда, одна — несоразмерно маленькие выплаты артистам. Том Йорк, Тэйлор Свифт, Бьорк, Элвис Костелло — кто только не отказывался выгружать свои релизы на платформу. И все же крупным артистам было не так выгодно бодаться со стримингом — в конце концов, все они точно входили в заветный 1 %. В 2020 году претензий со стороны средних и маленьких музыкантов стало сильно больше. Отвечая на их критику в июле прошлого года, Даниэл Эк, основатель Spotify, кажется, допустил роковую ошибку: сказал, что музыкантам нужно не ныть, а больше работать. «Вы не можете записывать музыку раз в три-четыре года, как раньше. Теперь этого не хватит», — так звучало то самое высказывание.
Разумеется, это вызвало всплеск негодования со стороны музыкантов — дескать, «какого черта бизнесмен-миллиардер будет указывать, как именно нам надо производить музыку». На фоне благотворительных акций Bandcamp Friday, когда вся выручка доставалась напрямую артистам, подобные формулировки и правда выглядели неоднозначно. С другой стороны, все зависит от политических убеждений и взглядов на жизнь. Если вам ближе скандинавская модель и левая философия, высказывания главы Spotify вызовут у вас только ярость. Если же вы прожженный капиталист, все, наоборот, звучит кристально чисто и максимально логично: хочешь больше денег — выпускай продукт. Другой вопрос — насколько тот будет качественным?
В начале этого года Spotify выпустил несколько важных обновлений. Разумеется, многие воспримут это как попытку развеять сложившийся вокруг компании негативный ореол. Но если раньше компания работала по схеме «собаки лают, а караван идет», то сейчас почти все цифры с презентации Spotify так и кричат: «Смотрите, у нас стало в четыре раза больше артистов, которые зарабатывают больше 100 тысяч долларов в год». Большинство обновлений касается функционала именно со стороны артиста — теперь загружать и продвигать музыку стало удобнее (другой вопрос, что многие музыканты ворчат, что их работа — делать музыку, а не заниматься СММ).
Корреспондент The Village Павел Яблонский созвонился с вице-президентом стриминга и главой Spotify for Artists Чарли Хеллманом. Именно он курировал новые фичи в отдельном приложении для музыкантов: питчинг песен в плейлисты, создание анимированных обложек и другие функции. Обо всем этом, о выручке с одного стрима в России и Норвегии, а также о больших лейблах и музыкальных кураторах мы и поговорили.
— Чарли, расскажите, чем сейчас вы занимаетесь в Spotify?
— Я вице-президент, глава Spotify for Artists — мы развиваем разные фишки для авторов контента. Это главная программа для самих музыкантов, которая существует параллельно с основным приложением. Мы запустили Spotify for Artists около пяти лет назад и в последнее время инвестируем в него все больше — ориентируясь на обратную связь от артистов. На той неделе мы запустили несколько крупных обновлений, как раз об этом я рассказывал на нашей большой презентации. Давайте я вкратце объясню, что это за обновления.
— Давайте сразу уточним: какие из этих новых функций будут доступны по всему миру, включая Россию?
— Большая часть функций Spotify for Artists доступна везде. Некоторые другие нововведения мы пока что тестируем на отдельных рынках и запустим их в остальных регионах чуть позже. Чем уже могут пользоваться артисты по всему миру? Во-первых, это доступ ко всей аналитике. Лейблы и музыканты видят статистику отдельно взятых песен — в каких странах их слушают, через какие плейлисты находят. Также им доступна информация о слушателях: сколько у тебя слушателей, фолловеров — как все это меняется со временем. Еще можно узнавать информацию о прослушиваниях в реальном времени, особенно это касается новых релизов. То есть, выложив альбом, ты можешь посмотреть, сколько человек слушает твой новый трек прямо сейчас.
Потом, конечно, редактирование самого профиля — странички артиста. Музыкант может сам заполнять описание профиля, выбирать фотографии и привязывать ссылки на социальные сети. Также на своей странице можно продвигать разные штуки — выбрать трек, альбом, плейлист, концерт, что угодно, — и разместить это в шапке профиля. Эта функция называется Artist Pick.
Ну и, конечно, наша новая фича — Playlist Pitching Tool, с помощью которой артисты получают возможность работать с плейлистами. Как это работает: еще до релиза музыкант или кто-то из его команды может выделить несколько песен с альбома — грубо говоря, назначить их синглами. Тогда именно эти песни попадут в персонализированные плейлисты вроде «Радара новинок» у их слушателей. А еще музыканты могут добавлять теги к своим песням, прописывать жанр, ключевые инструменты, свой родной город и так далее. У нас есть специальная координирующая система, которая доносит всю эту информацию до наших музыкальных редакторов по всему миру.
В прошлом году сотни тысяч артистов попробовали использовать Playlist Pitching Tool — 76 тысяч треков впервые добавили в редакционные плейлисты Spotify именно с помощью этой функции.
— Получается, помимо основной работы, вашим музыкальным редакторам приходится также отслеживать все питчи? Это же уйма работы!
— Да, это правда. Но вообще это и есть главная работа наших редакторов — прослушивание музыки. Целыми днями они шерстят песни и альбомы, пытаясь найти подходящие треки. Наша задача — сделать их работу как можно более эффективной. Так что мы пытаемся собрать как можно больше информации о композициях еще до прослушивания и отправлять редакторам наиболее релевантные для их работы песни. Чтобы они не слушали треки впустую и могли использовать их в том или ином плейлисте, над которым сейчас работают.
И еще одна важная штука в работе Spotify, которую надо учитывать, момент, когда редактор добавляет песню в плейлист, — это лишь начало большого процесса. Ведь после этого они видят, насколько трек заходит слушателям — слушают ли его полностью или переключают. Редакторы думают: убрать его, опустить пониже или, наоборот, поднять. Так что, по сути, именно данные от слушателей указывают нам, как лучше поступать.
— Есть ли у артиста гарантии, что песня, которую он питчит, доберется до музыкального редактора? Или же сперва песне нужно пройти через систему алгоритмов?
— Мы стремимся к тому, чтобы музыкальные редакторы отслушали как можно больше треков. Но, конечно, объемы новой музыки ошеломляют. Каждый день на Spotify появляется около 40 тысяч свежих треков, да и количество артистов на платформе растет по экспоненте. Так что, конечно, мы не можем послушать все, но мы стараемся.
— Сколько всего музыкальных редакторов работает в Spotify? Это сотни, тысячи или десятки тысяч человек?
— Честно говоря, точно не скажу. Их очень много, и важно понимать, что у каждого из них есть возможность высказывать свое мнение. Мы стараемся найти редактора для любой точки мира, где сложилась музыкальная сцена или фан-комьюнити. Важно, чтобы редакторы хорошо разбирались в той культуре, за которую они отвечают.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.