Из сценариста в режиссеры: Большое интервью с Любовью Мульменко «Судя по "Дунаю", мои герои по-прежнему чересчур много болтают»
«Меня саму уже немножко ******* [достало] писать про отношения. Я бы сейчас с удовольствием написала какой-нибудь хоррор, попробовала вообще другой жанр», — рассказывает Любовь Мульменко, одна из самых известных молодых сценаристов в России. Именно она придумала «Верность» и «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой, «Еще один год» Оксаны Бычковой, а теперь и собственный «Дунай», впервые выпустив фильм в роли режиссера. Самые частые героини Мульменко — женщины с их сложными чувствами: «Теперь меня достали влюбленные женщины, потому что их было слишком много».
В российской индустрии Мульменко давно известна, но остальной мир открыл ее после международного успеха в Каннах в этом году: она соавтор финско-российского фильма «Купе номер 6» и драмы Киры Коваленко «Разжимая кулаки» (Гран-при в Каннах и главный приз конкурса «Особый взгляд» соответственно). И хотя со стороны история Мульменко выглядит как резкий прорыв, за ее проектами — годы работы. «Думаю, это примерно как в случае с Юрой Борисовым, который не ожидал, что окажется в одном сезоне просто везде. Ведь все эти фильмы снимали в разное время». Последние полтора года Мульменко была занята именно «Дунаем» — мелодрамой о девушке Наде (актриса Надежда Лумпова), которая приезжает в Белград и влюбляется в местного разгильдяя Нешу, отношения с которым не складываются из-за разницы темпераментов и бэкграунда.
«Дунай» вырос из многолетней любви Любы к Сербии и Белграду: дебют Мульменко решила снять в городе, который знает наизусть и приняла с первого взгляда. В кадр попали многие ее давние знакомые и друзья. Возлюбленного Нади сыграл приятель Мульменко Ненад Васич, а эпизодические роли достались обычным белградцам — музыкантам, барменам и прочим горожанам, с которыми режиссер познакомилась несколько лет назад.
Роман с Сербией начался у Мульменко с «Андеграунда» Эмира Кустурицы, который она посмотрела еще на первых курсах института: «Это были первые югославские люди, которых я увидела на экране. Мне сразу же понравилось все: как они выглядят, под какую музыку пляшут и кричат». Приезд в Белград только подтвердил это впечатление: балканцы вообще и белградцы в частности легко сближаются и принимают пришлых как родных: «В Сербии такое ощущение, что ты приехал на каникулы к бабушке в деревню, и всех там волнует, что ты ел на завтрак, как ты одет». Неформальный Белград с андеграундными вечеринками и душевными компаниями, кажется, и есть главный герой фильма — редкий случай, когда в кино удается показать дышащий и не открыточный город во всех его противоречиях.
Чтобы иметь возможность снимать, Мульменко продолжает зарабатывать сценариями — в основном авторского кино и сериалов. Где ожидаемо сталкивается с жесткими рамками киноиндустрии: по ее мнению, независимое сковывает социальная повестка. Она же гарантирует, получишь ли ты широкое признание: «Кино, которое не давит на повестку, хуже продается и на кинофестивалях, и в кинотеатрах. И я осознаю, что, если останусь верна своей стратегии „не передави“, едва ли меня ждет блестящая артхаусная карьера… Фестивали хотят страданий».
В разгар дискуссии о новой этике в кино Мульменко также написала программный текст Safe Mode для журнала «Сеанс», где высказалась о злоупотреблении понятиями «жертва», «абьюз» и «харассмент». Культивация разговоров об уязвимости, по ее мнению, может навредить, и за полтора года после выхода текста позиция Любови не изменилась: «Я продолжаю считать, что есть опасность испортить себе жизнь, относясь к себе чересчур бережно».
Перед премьерой «Дуная» (фильм можно посмотреть как в кинотеатрах, так и в Сети — на платформе Start) кинообозреватель The Village Алиса Таёжная поговорила с Любовью Мульменко о спекуляциях в кино, режиссерском дебюте, Сербии, новой этике и уязвимости.
Путь от сценариста к режиссеру, самоцензура и чужие секреты
— Почему именно с «Дунаем» ты стала режиссером?
— Настал момент, когда мне захотелось самой принимать все творческие решения. Единственный вариант — быть режиссером. Плюс мне нравится работать в поле с людьми, а не только месяцами писать в одиночестве. Работа на площадке радует меня больше, чем кабинетная. Конечно, время от времени мне все равно придется возвращаться в кабинет, потому что я просто не проживу на режиссерские гонорары. Делать кино — это долго, а я явно нахожусь не в коммерческом его сегменте. Например, я заранее накопила денег, чтобы позволить себе в течение полутора лет заниматься только «Дунаем». Теперь, видимо, нужно накопить новый стабфонд из сценарных доходов, чтобы спокойно сделать второй фильм.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.