Евгений Алехин и Константин Сперанский оценивают все десять альбомов «Макулатуры» «Я могу исполнить оба альбома, но сопереживания уже нет. Просто думаешь: „*****, откуда это взялось, как это можно было написать?“»
«Я не знаю, — отвечает Евгений Алехин, когда я прошу его рассказать о том, какие альбомы «Макулатуры» ему нравятся больше, а какие — меньше. — Как вообще можно рейтинговать собственных детей?» Но в итоге находит решение — какие-то он переслушивает чаще, какие-то — реже. Так и оценивает.
Мы с ним и вторым участником «Макулатуры» Константином Сперанским разговариваем в Zoom за день до выхода их нового альбома «Утопия». Сперанский готовится к поездке в Петербург. Алехин только что закончил репетировать на гитаре вместе с Никитой Моисеенко из питерской слоукор-группы «Голландский штурвал», который написал всю музыку к новому альбому. Репетировать не для концертов, где будут играть «Утопию» («Я ж не Нойз МС»), а для «Штурвала»: «Хочется посмотреть на это глазами гитариста».
«Плюс я понимаю, что когда-нибудь из репа придется уйти, поэтому, думаю, в моем борделе нужны будут не только слушательницы „Макулатуры“, но и слушательницы „Голландского штурвала“», — смеется он.
В это сложно поверить, но «Утопия» — уже десятый альбом «Макулатуры». Первый — совсем детский — Алехин со Сперанским записали еще в Кемерове в 2003 году. Потом они вернулись к этому названию только через шесть лет, когда оба оказались в Петербурге. Вышедший в 2009 году альбом «Детский психиатр» наравне с записями другой алехинской группы «Ночные грузчики» положил начало жанру, который потом калькированно назовут «абстрактным хип-хопом».
Глупее не придумаешь — в их текстах никогда не было ничего абстрактного. Напротив, никто не описывал детальнее Алехина и Сперанского (оба — писатели) неустроенный быт молодого человека без определенного рода деятельности. Со всеми этими плохо отремонтированными квартирами, постоянными переездами, шоплифтингом в H&M, тупой рекламой из телевизора, рейвами, алкоголем, постоянной трагедией вместо личной жизни и злой иронией. Конкретный хип-хоп? Сами музыканты, впрочем, называют это просто «репом» — подчеркнуто через Е.
Со временем менялись люди, пишущие «Макулатуре» музыку: было и что-то вроде построка, и практически стадионные биты Феликса Бондарева, и импровизационная музыка, и слоукор; менялись тексты — иронии стало меньше, но неизменной оставалась какая-то спокойная интонация. «Это просто дневник: то, что происходит у тебя в этом году, то и… думаешь, что с этим чувством останешься, а оно меняется. Год от года что-то меняется», — говорит Сперанский.
Мы поговорили с Алехиным и Сперанским обо всех десяти альбомах «Макулатуры» — от самого старого до самого нового, и попросили их рассказать о том, как они записывались и что им в них нравится больше, а что — меньше.
Текст
Лев Левченко
10.
«У слонопотама на этот счёт могут быть совсем другие соображения» (2003)
— Сколько вам было лет, когда вы записывали этот альбом?
Алехин: Какой это, 2003-й? 18. У нас тогда был друг Алексей, он и сейчас есть. И изначально мы втроем хотели делать группу. Такие мысли возникали еще в сентябре 2002 года. Но в итоге, пока я писал тексты и чуть-чуть Костины перерабатывал, Алексей отвалился. И спустя год мы сделали эти записи, в сентябре или октябре 2003-го. У нас было гораздо больше песен. Но к нашему другу Антону, у которого мы записывались, должна была мама с работы прийти, поэтому мы успели записать только восемь штук, так бы было 15.
Сперанский: Я тогда писал по 40 текстов в день примерно. Можно было записать 40 текстов. Как все писатели в начале нулевых — потенциальные Михаилы Елизаровы, так и все рэперы — потенциальные Паши Техники. Просто у Паши Техника оказалось достаточно пробивной силы, чтобы стать собой. А так все в ******* [детстве] писали [что-то такое].
— Мне этот альбом, собственно, очень Kunteynir напомнил.
Алехин: Я ничего подобного не слушал. И тут с Костей познакомился, а он писал такое типа: «Моя ручная горилла нассыт на вас». Я думаю: «*****, да парень-то гений!» Сейчас я возьму его ручную гориллу, надену на нее намордник и мы обоссым слушателей. И мы воплощаем это желание спустя годы. Ссым на вас репом.
— Почему вы поставили альбом на последнее место?
Алехин: Это просто последнее, что я бы хотел послушать. Я возвращаюсь к нему, только если мне нужно что-то вспомнить из того периода жизни. Для удовольствия я ни разу, по-моему, не переслушивал его за последние десять лет.
Сперанский: А я вот именно этот мог бы переслушивать для удовольствия больше, чем многие, может быть, больше, чем все, кроме последнего. Он настолько живой, неожиданный и все такое. Там ничего не отшлифовано, ничего специально не придумано. Ну вот мы пришли типа в гости к Антону, взяли две бутылки, че ты принес самогона какого-то [и записали].
Алехин: Надо попробовать переслушать для удовольствия. Я просто недостаточно искушен.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.