Нидерландская инди-сцена, о которой мы ничего не знаем 5 новых групп, которые стоят во главе местного андерграунда
В 2010-е годы гитарная музыка переживала идейный упадок: после всплеска начала нулевых (Interpol, Strokes, Libertines) казалось, что время гитар безвозвратно ушло — альбомы продолжали выходить, но следить за ними было все менее интересно. В последние несколько лет все изменилось, в первую очередь в Британии и Ирландии: в 2017 году вышел альбом «Brutalism» группы Idles. Консерваторы в парламенте, крах новой европейской идеи, а главное — личная драма современного человека, не способного все это переварить и выйти из ситуации ментально здоровым. Все это вызывает гнев и фрустрацию, и уж если про это и петь, то громко и агрессивно и желательно под аккомпанемент гитар — так и сделали Idles. Именно релиз «Brutalism» считается стартовой точкой очередного ривайвала постпанк-сцены или, как его также называют, новой волны эпохи пост-Брексита.
Появлялось все больше гитарных групп: Shame, Fontaines D.C., Squid, Dry Cleaning, Black Country, New Road, а сам жанр вышел за пределы Британии: в Швеции флагманами нового постпанка стали Viagra Boys, в Дании — появившиеся чуть раньше Iceage. Новый жанр не обошел и Нидерланды — там с небольшим запозданием начала формироваться своя гитарная сцена. Мы попросили музыкальную журналистку Леру Лазареву рассказать о местной сцене и ее специфике.
Вспомнить хоть одну заметную гитарную группу из Нидерландов, которая появилась за последние несколько лет — задача не из простых. В стране все в порядке с танцевальной сценой: работа каждого четырнадцатого человека в Амстердаме так или иначе связана с ней, а больше половины диджеев из топ-10 рейтинга Mixmag — голландцы. Но все это не касается не электронных артистов. Казалось бы, из страны с населением в 17 миллионов человек (что важно — по большей части владеющих английским языком) должно возникать много независимых групп.
На деле хоть какое-то появление нидерландских артистов в нишевой среде уже кажется успехом — два года назад о местных рокерах Pip Blom написали NME и Rolling Stone, а в апреле среди рецензий на Pitchfork засветился давний амстердамский приятель Мака ДеМарко — Benny Sings. Но гитарная сцена в Нидерландах все же существует — хоть о ней и мало кто знает за пределами страны.
Как оно часто бывает, столица далеко не всегда выступает центром сплочения прогрессивной музыкальной культуры: в Англии эту роль на себя брали Ливерпуль и Манчестер; в Испании — Барселона, и даже в России — не Москва, а, скорее, Петербург. Так и в Нидерландах: Амстердам никогда особо не выделялся на фоне остальных городов. В 90-е DIY-сцена ярче всего развивалась в северной части страны — в Гронингене. Там дали свои первые нидерландские концерты Nirvana и Sonic Youth, а культовый клуб Vera, открытый еще в 50-х годах, до сих пор работает и процветает.
Роттердам — еще один конкурент Амстердама в борьбе за право считаться центром анти-мейнстрима. Здесь расположен крупнейший порт — а это часто сказывается на музыкальной культуре (вспомним тот же трип-хоп, появившийся в Бристоле). Еще одна важная точка на карте нидерландского андерграунда — Воорстраат, один из районов Утрехта. Раньше это был квартал красных фонарей, а теперь там проводится фестиваль Le Mini Who? — спин-офф культового Le Guess Who?. Выросший из шоукейса локальных групп, фестиваль повлиял и на культурный облик квартала — рядом с концертными площадками открылись виниловые магазины и дизайнерские бутики.
Нидерландские группы рано начинают выступать — все из-за той же развитой электронной сцены в стране появляется много площадок, которые нужно как-то использовать по вечерам. Также здесь все еще действует принцип support your local band. Поэтому многие музыканты не стремятся сразу же завоевывать рынок, а могут позволить себе больше времени на выработку собственного звука и запись дебютного альбома (это сильно контрастирует с британскими артистами, которые зачастую сразу гонятся за общественным вниманием).
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.