Расел Рахман из «Спасибо» — о песнях, которые на него повлияли В 5, 10, 15, 20, 25 и 30 лет — от Майкла Джексона и «Арии» до Децла и Harajiev Smokes Virginia
Расел Рахман, кажется, начал высыпаться. Помог, как и многим, сериал «Прослушка». Классический эпик Дэвида Саймона для HBO о горестях жизни окраин Восточного Балтимора (в какой-то момент, как водится, превращающийся в развернутую метафору всей Америки начала нулевых), особенно в начале первого сезона, на многих действует усыпляюще. «У меня обычно есть время перед сном посмотреть пару серий „Прослушки“, — делится лидер группы „Спасибо“ своим рецептом снотворного. — Но я вырубаюсь ровно через 20 минут. Спустя пару недель я серии на третьей или на четвертой. Продвигаюсь на пять минут в день».
Проблемы со сном мы обсуждаем не просто так. «Успей поспать шесть часов», — медитативно пропевает он семь раз в песне «Любовь к себе», первом сингле с нового, пятого, альбома «Спасибо» «Терпение», который вышел 19 ноября. Текст к песне писался одним из последних, уже под конец записи всего альбома, на готовую музыку — самый запарный, стрессовый этап во всем процессе подготовки альбома. «А вот тут я ничего не сочинил», — спокенвордом в бридже произносит Расел. Можно сказать, основано на реальных событиях. Но, главное, эта песня почти идеально описывает суть альбома: приземленного, домашнего, мещанско-мелкобуржуазного, если хотите.
Это создает разительный контраст на фоне последних двух записей «Спасибо» — «Навсегда» 2017 года и «Спасибо» 2019 года. В них Расел тоже не чурался реализма, но тогда его музыку вперед двигали персональные катастрофы — гибель лучшего друга и брейкап. «Так обстояла жизнь, что была большая жажда высказаться про какую-то системообразующую проблему, глубоко психологическую, общую, большую, — говорит Расел. — А тут ничего потрясающего в плохом смысле не происходило». В «Терпении» ничего такого действительно не происходит: песня про проблемы со сном. Песня про то, что у вас с другом потерялся коннекшн — даже звонить перестал — и это охерительно обидно. Песня про страх смерти. Песня про то, как бесят заборы вокруг.
Понятно, что у всех трех есть второе дно: «Я поздно засыпаю. Если день очень хороший был, то я очень сильно расстраиваюсь, что надо ложиться спать. И откладываю этот момент до последнего», «На карантине так многие ощущали себя — вроде как ты предоставлен себе, а вот пресловутого внимания не хватает. Кажется капризом, но почему бы об этом не рассказать?», «Я очень боюсь смерти и никогда столько про нее не думал, как в этом году. Ты боишься за родителей, начинаешь понимать, что рано или поздно ты умрешь, все твои близкие умрут, и приходят все стадии отрицания, принятия. Эта тема так или иначе присутствует у нас со второго альбома, но тогда я реагировал на то, как кто-то ушел. А тут я такой: „Бл-и-и-и-н, а я же тоже сдохну!“»
Процесс, говорит музыкант, давался тяжело: после «Навсегда» и «Спасибо» у Расела возникло ощущение, что сказать ему, в общем-то, и нечего. «Ну что мне, петь про то, что у меня все в порядке?» Да, оказывается можно и так — и это будет в самую точку. «Песня взрослого человека», — как охарактеризовал «Любовь к себе» гитарист «Спасибо» Игорь Шаевский.
Таким же уютным получился и звук альбома. У «Спасибо» всегда были хиты — но иногда по пути к ним предстояло продраться через несколько тяжелых, длинных, основанных на джемах вещах. Расел соглашается: «Альбом льется. У меня было ощущение в первый раз, что я Nirvana слушаю, знаешь, „Невермайнд“ — слушаешь и не замечаешь, что альбом кончился». Этого достигли благодаря трем факторам: во-первых, практика совместного сведения. «Раньше как было: Пашок [Еремеев] сводил все сам, а мы ему потом правки присылали. В этот раз собирались все вместе и на лету вносили изменения».
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.