Манифест в защиту автофикшена Дополнение к опен-коллу The Village и «Незнания»
The Village и «Незнание» запустили опен-колл «Между нами». Мы ищем тексты от первого лица о стыдном, честные и прямые высказывания. По сути, мы ищем автофикшен. Этот манифест — о том, почему критика автофикшена — это часто тексты, направленные против женской литературы и против успешных писательниц.
Текст: Лиза Каменская, Арина Бойко, журнал «Незнание»
Мужчины против
Недавно вышел текст Бориса Куприянова, создателя «Фаланстера» и издателя литературного медиа «Горький», о том, что автофикшен не нужен, потому что он выполняет лишь терапевтическую функцию, а его вред в том, что из-за него интеллектуальная литература оказывается под угрозой. Куприянов не первый и не последний мужчина (почему-то такие тезисы высказывают обычно мужчины), который написал текст против автофикциональной литературы и новых литературных школ. Этот текст — ответ на все колонки сразу.
Сюжетная литература привычна и понятна, ее столетиями пишут (мужчины, в основном) и читают (все). Мы знаем, как работает нарратив: в романе зашифрована идея, и нам нужно ее отыскать. Синие занавески означают грусть, персонаж не просто существует, а двигается по заданной автором арке. Сюжет стал синонимом литературы, нет нарратива — значит, не литература.
В 2010 году вышла книга документалиста Дэвида Шилдса «Жажда реальности», в которой он манифестирует усталость от сюжетных, притянутых за уши романов и призывает писателей писать о том, что происходит с ними прямо сейчас. На смену постмодернистскому роману приходит автофикшен — литературная форма, в которой становится возможна (хотя, конечно, не всегда достижима) радикальная честность.
Можно извлечь себя из нарративного мышления и перейти в автофикшен
Не будем здесь объяснять, как патриархат повлиял на искусство, об этом можно прочитать в эссе Линды Нохлин. Так вышло, что сегодня литературный канон — это мужской канон. Сюжетная литература неразрывно связана с авторами, которые ее создавали. Сюжет был создан мужчинами, его правила давно известны, и, даже если их ломать, невозможно выйти из сюжетной парадигмы. Но можно извлечь себя из нарративного мышления и перейти, например, в автофикшен.
Стоит отметить, что и за истоками автофикшен-традиции плотно закрепились именно мужские имена — Серж Дубровский как автор термина и норвежец Карл Уве Кнаусгор как главное светило. Связка «автофикшен — женское письмо» в российском контексте возникла благодаря издательству No Kidding Press, сообществу «Ф-письмо» и WLAG, которые годами занимаются популяризацией автобиографического письма в феминистских кругах и за его пределами. При слове «автофикшен» авторы текстов против жанра редко вспоминают Крис Краус, Айлин Майлз, Доди Беллами, американское движение New Narrative или феминистскую поэзию Лиды Юсуповой, Галины Рымбу, Оксаны Васякиной и других поэтесс, которые уже давно разрабатывают уникальную для российской литературы поэтику авто- и докписьма.
В автофикшене нет героя, вокруг которого выстроена структура, есть только оптика, через которую мы видим среду
Кто убивает сюжет
Сюжетная литература — литература шифра, и внимательный читатель должен разгадать, что хотел сказать автор. Автофикшен — литература эмпатии. Его чаще пишут женщины, потому что женская гендерная социализация предполагает развитие эмоционального интеллекта, чувствительности к окружающему и близким. Мужская гендерная социализация, к сожалению, не предполагает внимания к эмоциям, женская же почти полностью нацелена на эмпатичное существование. Обвинять автофикшен в зацикленности значит не видеть, что он направлен на понимание себя в среде, а не на отстраивание от нее. В автофикшене нет героя, вокруг которого выстроена структура, есть только оптика, через которую мы видим среду.
Автофикшен чествует субъективность и субъектность, именно поэтому его часто выбирают начинающие писательницы. Как написал Павел Басинский, общее в автофикшен-книгах — «полное женское откровение по поводу предельно женских проблем». «Предельно женские проблемы» — что может быть более женоненавистническим, чем эта фраза? Несмотря на такие мнения мэтров литературы, писательницы все же говорят о женских проблемах, о пугающей женской телесности (вспомним, как возмутил мужчин текст Галины Рымбу про вагину). Автофикшен дает им право писать и шанс быть услышанными без надстроек и персонажей, даже если готовы их слышать только женщины, ведь мужчин смущает и возмущает литература, созданная не для них.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.