Смотрительницы Музея современного искусства — о своём отношении к экспонатам The Village поговорил со смотрительницами Московского музея современного искусства о художниках и невоспитанных посетителях
Во всех музеях мира на страже объектов искусства стоят смотрители. Часто это пенсионеры, которые ищут спокойную работу, чтобы занять время и подзаработать. Они же работают, например, в Московском музее современного искусства, где постоянно сменяют друг друга временные выставки порой шокирующего содержания. The Village познакомился с четырьмя смотрительницами из ММСИ и расспросил их об отношении к современному искусству, молодёжи и сложностях работы.
Фотографии
Яся Фогельгардт
Антонина Николаевна
Смотрителем я работаю давно: скоро будет уже девять лет. А по профессии библиотекарь. Я бы работала в библиотеке и дальше, но у нас появились компьютеры, и те, кто не умеет с ними управляться, были вынуждены уйти. По счастливой случайности мне подвернулась работа в Музее современного искусства, которой я очень довольна. Искусством я давно интересуюсь. Помню, как после десятого класса в голове мелькнуло: «Хочу быть искусствоведом!» Но я сдрейфила и побоялась идти учиться.
Мне очень интересно всё, что здесь выставляют. К некоторым экспонатам даже сочиняю стихи. За девять лет работы я была почти на всех выставках в музее, кроме тех дней, когда болела. И к выставке Эшера сочиняла, и к «Цирку», и к «Разговору с руками». Когда я только пришла, выставили работу Герберта Байера. Она висела на втором этаже здания на Петровке. Там руки с глазами на фоне камней. Тут художник ходит (разговор происходил в зале с экспозицией Евгения Гранильщикова. — Прим. ред.), я стесняюсь при нём стихи читать. Я же скромная, компьютер не знаю. Ну ладно, вот:
Распахнуты руки.
Глаза
О многом хотят рассказать.
Потери ли, встречи, разлуки —
Участия ждут глаза.
Их пальцы — как вздыблены волосы.
Глаза под лучом мегаполиса.
С тоской на нас смотрят глаза:
Сейчас навернётся слеза!
И взгляд отвести очень хочется,
У них на пути одиночество.
Никто их не слышит, не верит,
Закрыты все окна и двери...
Глаза-руки в каменном поле —
Одинок человек в метрополе.
Работа так и называется: «Одиночество человека в метрополе». Но у меня есть ещё. Например, о выставке «Цирк», очень яркой. И там было произведение «Клоун и кот».
Ярче радуги цветной
Тут картина предо мной.
Выступает клоун Бим.
Красный котик вместе с ним.
Понеслись с арены вскачь
Солнце, месяц, фрукты, мяч,
Красный, жёлтый, голубой,
Крутит он кольцо ногой!
Глазом смотрит мне в лицо —
Кот летит через кольцо.
Когда смотришь на картину и напрягаешься, что-то такое приходит в голову.
А ещё я сочинила стихотворение для скульптуры Айдан Салаховой, она такая чёрная с белыми руками. Сначала Салахова меня шокировала: всё-таки в современное искусство надо врубаться, а мы воспитаны в другую эпоху. А потом поработала около неё, и у меня стих сложился:
В музее оставила нам
Трепещущий образ Айдан.
Из мрамора и из гранита
Вся женская сущность отлита.
Стремительный жизни бросок
Пленяет гранита кусок.
Я вижу в нём женщину-мать.
Любя, она хочет отдать
В сей мир, бьющий нас не шутя,
Вскормлённое грудью дитя.
Поэтому чёрен гранит,
Что сердце бывает разбито.
Мрамор кричит вновь и вновь,
Что женщина — это любовь.
Мне на самом деле жалко вас всех, молодёжь. В вас есть негатив. Конечно, сейчас время такое. У самой сердце болело от инсталляции Гранильщикова, всё-таки она посвящена войне. А запоминается всё яркое. Выставка с пишущими машинками на втором этаже ММСИ — отличная. Мне нравится, что в музее дают такую информацию, над которой нужно думать.
Работа есть работа. Из неприятного — подсветка в глаза очень бьёт, да и шумно иногда бывает. Волнуешься всегда за экспонаты — как бы с ними чего не случилось. Один раз переволновалась: мне показалось, что у картины отогнулся край. Я очень переживала, а оказалось, что всё нормально.
Когда я была библиотекарем, со мной все здоровались. А тут — нет. Но сейчас такая тенденция, это ерунда.
Людмила Вениаминовна
Я работаю смотрителем полгода, до этого всю жизнь была работником культуры. По образованию — музыкант, дирижёр-хоровик. Жизнь течёт-меняется, и вот я уже пенсионер. Не глубокий, но всё-таки. Пришлось устроиться сюда — ну а здесь интересно. Выставки постоянно меняются, всё время что-то новое. Ты не сидишь и не стоишь, ты рядом с молодёжью. А молодёжь сейчас такая вся позитивная, интересная. Мне весело с вами. У меня внуку 17 лет, и мне с ним очень даже нескучно!
Почему именно этот музей? Да потому что здесь Церетели, я его обожаю. Я пришла сюда, и вакансия была свободная. Можно было, конечно, и что-то другое поискать, но сейчас время такое, когда работу легко не найдёшь. А здесь что-то познавательное для себя открываешь.
Иногда то, что здесь показывают, мне непонятно: всё же мы выросли в других реалиях. И в наше время были откровенные выставки, но современное искусство резко отличается от того, на котором мы росли. Я по натуре реалист, а реалистическое искусство всегда доходчиво и близко любому человеку. Сейчас же делают скорее ребусы. Иногда хочется покопаться в мозгах, чтобы всё понять, потом глядишь — а-а-а, художник-то, оказывается, вот так хотел себя проявить, чтобы молодёжь прониклась, чтобы интересно было юным дарованиям. Всегда нужно проникнуть в дух того, что нам дают. Не просто «мне нравится» или «не нравится».
Этот зал (в зале выставлены работы Марии Агуреевой, посвящённые общественным ограничениям, которые контролируют тело человека и его восприятие. — Прим. ред.) мне понравился. Мария Агуреева, видимо, позитивная девочка. Немножко экстремалка! Конечно, есть нюансы, которые мне не близки. Я всё-таки уже взрослый товарищ, и кое-чего мне не хотелось бы видеть.
Работа с посетителями всегда сложная. Порой люди непредсказуемы, порой возмущены — всё им не так. Много людей немного сумасшедших. К искусству тянет всех.
Нина Борисовна
Я работаю смотрителем почти два с половиной года. Раньше отдавалась семье: у меня умер муж, и нужно было сидеть с ребёнком. Затем я решила, что нужно развиваться. Сидеть дома нельзя, нужно двигаться дальше.
С искусством я была никак не связана. Разве что в молодости интересовалась театром, творчеством художников и музыкой. Мы в наше время интересовались всем. В ваше время вы тоже, может, интересуетесь. Но мне кажется, что мы тогда интересовались больше.
Здесь очень много интересных выставок. Из недавних мне особенно запомнились выставки Эшера, «Игра в цирк», Игорь Вулох, Василий Шухаев. А вот Евгений Антуфьев мне не понравился. Может быть, я его не поняла. Только первый зал, где были рисунки его бабушки, показался мне интересным. Ещё понравились две-три вышивки. Всё остальное я искусством не посчитала.
В зале мы должны наблюдать за всем: читать нельзя, писать нельзя, кроссворды отгадывать нельзя, ничего нельзя. Даже если нет народу, мы ничего не можем делать. Работа смотрителя в этом смысле тяжёлая. Нам нравится, когда идёт народ. Когда никого нет, нам скучно. И единственное, что спасает нас, на мой взгляд, — это то, что мы можем смотреть на картины, ходить и впитывать в себя. Мы творчески развиваемся.
Конечно, встречается невоспитанная публика. Могут начать тыкать пальцами в картину. Иногда заходят в зал с рюкзаками, в одежде с капюшонами. Молодые люди начинают общаться между собой и не замечают, что слишком близко стоят к картине. Часто человек неорганизован в пространстве, а это важная часть воспитания. В наше время такого не могло быть. Но нас воспитывало общество, а сейчас общество другое. Теперь практически никто не делает замечаний. И ещё наша беда в том, что часто выставки бывают интерактивными. Когда люди привыкают к ним, им начинает казаться, что взаимодействовать так можно с любым экспонатом. Но и это — вопрос воспитания.
Есть люди, которые не всё понимают, но им интересно. Однажды к нам приехала молодёжь — откуда-то очень издалека, с края Москвы. Я говорю о так называемых спальных районах. И вы знаете, они хотели понять: они читали, они смотрели, они подходили. Все эти бейсболки с козырьком назад или набок ни о чём не говорят. Ребята все хорошие.
Светлана Николаевна
Я работаю смотрителем семь лет. Стала им, потому что захотелось приобщиться к культуре: я очень люблю искусство и очень уважаю художников. Я москвичка, но люблю путешествовать и в другие города России. Всегда стараюсь посетить музеи наших городов — знаете, мне доставляет большое удовольствие познание культуры музея. А раньше я работала в библиотеке. Так что я связана с культурой, мне это близко. То, что обычно выставляют в ММСИ, мне нравится.
Мы призваны отвечать за сохранение экспонатов. И главная сложность — чтобы наш посетитель был доволен, а экспонат остался целым. Никаких инцидентов не было: мы внимательно относимся к своей работе. А посетители мне все нравятся: это всегда хорошие, культурные, вежливые люди.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.