«Гедонизм должен быть всесторонним»: Миша Лузин — о любимых и новых треках Sault, Charles Bradley, Michael Kiwanuka и еще 9 исполнителей из плейлиста уральского музыканта
В рубрике «Плейлист» The Village Екатеринбург собирает любимые треки классных горожан. В предыдущих выпусках мы узнали, как Валентин Кузякин подбирает музыку для своих ресторанов, что слушает директор ЦПКиО Екатерина Кейльман и что предпочитает создатель бренда Urals Дмитрий Заложных. В свежей подборке музыкант Миша Лузин рассказывает о самых запоминающихся концертах, музыкальных фильмах и плейлистах «под задачу».
Миша Лузин
музыкант
О выборе музыки
Принцип, по которому я выбираю музыку, очень простой — нравится или не нравится. Музыку, с которой мы соприкасаемся, я бы разделил на четыре круга. Первый и самый большой — это музыкальный шлак, реальный отстой. То, с чем приходится иметь дело в такси, в магазине или при случайном контакте с телевизором. Садясь в машину, я прошу водителя либо убрать звук, либо переключиться на «нейтральные» станции типа «Серебряного дождя». Надеюсь, они переживут пандемию, иначе караул!
Второй круг — это нейтрально-позитивный фон. Музыка, которая как минимум не раздражает, а может и вызвать умеренный интерес. Например, сидишь в заведении — и вдруг звучит трек, который хочется зашазамить.
Третий круг — музыка «под задачу». Я люблю бегать под фанк либо под какой-нибудь ритмичный танцевальный сет. Когда сам играю сеты в New Bar или в «Мелодии», подбираю треки, под которые ноги сами идут в пляс, и которые не грех и послушать. Это может быть старый хип-хоп вперемешку с Mr.Brightside и Билли Айлиш, а часа в три ночи могу и дип-хаус врубить. Но вряд ли потом буду слушать этот сет дома.
И, наконец, четвертый круг — это то, что в самое сердце. Музыка, которая наполняет, которую хочется переслушивать, делиться с друзьями. Есть множество исполнителей, за которыми я слежу, а иногда случаются и внезапные находки. Пожалуй, стилистически это музыка, уходящая корнями в рок 70-x и соул, с синкопированным ритмом, красивым вокалом и цепкими мелодиями, которым хочется подпевать. И еще я очень люблю слушать то, что было записано вживую.
О поиске новых треков
Есть несколько близких друзей, вкусу которых я доверяю, они периодически подкидывают что-то интересное. Иногда случаются интересные находки у Миши Козырева или Бориса Барабанова в Facebook. Есть музыка из сериалов — так, из Normal People («Нормальные люди» — экранизация одноименного романтического бестселлера молодой ирландской писательницы Салли Руни, — Прим. ред.) я выудил несколько очень хороших песен. И конечно, самый большой источник новой музыки — это Shazam. Я им постоянно что-то подслушиваю в заведениях или на вечеринках.
Я объездил 30 стран мира с концертами, и постоянно шазамил треки в заведениях, в которых играл. Например, благодаря берлинскому бару Kvartira 62 в моем плейлисте появилась берлинская группа General Electriks, а в Барселоне я очень полюбил песню Sabor A Mi группы Los Lobos. В Екатеринбурге я шазамлю что-либо в «Гастролях», «Мелодии» или New Bar.
Музыкальный фон в кафе, ресторанах для меня не менее важен, чем качество продуктов. Гедонизм должен быть всесторонним. Плохая музыка способна испортить впечатление даже от великолепной кухни. Единственное исключение — кафе на трассах, где условные «Золотые купола душу ранили» — такая же часть антуража, как дальнобойщики.
О музыке «по случаю» и любимых концертах
Я музыкальный старовер — «для себя» я слушаю песни не плейлистами, а альбомами. Плейлисты хороши, например, для поездок — недавно мы с друзьями ездили в Казань на машине, и в зависимости от настроения и состояния водителя подбирались те или иные треки — от созерцательных, под которые классно ехать по извилистой горной дороге, до максимально быстрых, чтобы водитель не заснул.
Так вышло, что в основном я хожу на концерты друзей. Это либо фестивали, либо сборные солянки, в которых я играю вместе с классными артистами. Этой зимой я играл квартирники вместе с Верой Полозковой, OQJAV, группой «Ундервуд», прекрасным саксофонистом Арнольдом Гискиным и джазовым гитаристом Максом Ротшильдом. Для меня в музыке важен именно этот момент сопричастности, передачи какой-то живой энергии.
О музыкальных фильмах
Прямо сейчас я читаю книгу лидера Talking Heads Дэвида Бирна «Как работает музыка», но это скорее профессиональное руководство, чем книга для вдохновения. Из фильмов очень большое впечатление на меня произвел документальный «Птичка на проводе» (не перепутайте с одноименным блокбастером!) о первом европейском туре Леонарда Коэна, это очень глубокое и невероятно поэтичное кино. Еще два потрясающих дока — «Эми» об Эми Вайнхаус и «В поисках сахарного человека» о пропавшем певце по имени Родригез. И, что греха таить, мне в свое время понравились и биопик Оливера Стоуна The Doors, и прошлогодняя «Богемская рапсодия».
О современной музыке
В современной музыке меня огорчает бездушность и доминирование ремесла над искусством. Написать песню с точки зрения ремесла очень просто: взял ре минор после ля минора, срифмовал «кровь» с «любовью», сделал аранжировку в ноуте, выровнял по сетке — и погнали. Когда приходится контактировать с российским радио в такси — я слышу в эфире не ноты, а рубли, заплаченные текстовику, битмейкеру и вокалистке.
Просто музыка с самого детства была для меня чем-то важным, возвышенным. Чем-то, ради чего можно изменить жизнь, выйти к свету, что ли. Таким «окном» в свое время для меня стали песни The Beatles: там были и мелодии, которые хотелось петь, и «ключики» к культурной революции 60-х, и отсылки к духовному опыту Востока. К счастью, сейчас тоже есть артисты, в музыке которых между нот — не пустота, а вот эта особенная наполненность. Чтобы таких выудить, нужна очень мелкая сетка. А с другой стороны, как говорил Борис Гребенщиков, хорошая песня сама найдет дорогу к слушателю. Главное — не переставать искать.
Sault, Let Me Go — самая свежая находка в плейлисте. Подруга кинула альбом Sault — 5 со словами «это в твоем стиле», и он действительно оказался в моем. Про группу пока ничего не знаю, мне просто нравятся грув и рефрен.
Charles Bradley, Changes — этот мужик известен как самый талантливый имперсонатор Джеймса Брауна, но он и сам по себе весьма неплох. Люблю три его трека — Victim of Love, Ain’t It a Sin и этот. Под него классно неспешно ехать на закате куда-нибудь за город и думать о переменах в жизни.
Michael Kiwanuka, Rolling — пожалуй, это мой самый любимый артист из молодых и ныне живущих. Все его три альбома (Home Again, Love & Hate и свежайший — Kiwanuka) я заслушал до дыр, потому что здесь есть все: ностальгия по психоделическому року 70-х, грязные гитары и возвышенные скрипичные вертикали, ударные с оттяжкой и песни со смыслом, крайне душевно спетые.
Tom Misch, It Runs Through Me (feat. De La Soul) — еще один нежно любимый британский артист, на музыку которого пару лет назад подсадили друзья в Эстонии. Он отлично играет на гитаре, отлично делает петли, и у него масса коллабораций — с тем же Майклом Киванукой (трек Money), артистом FKJ (46 миллионов просмотров на YouTube) или, как в данном случае, ветераном олдскул-хип-хопа De La Soul. Свой последний на данный момент альбом Tom Misch выпустил вместе с потрясающим барабанщиком и продюсером Yussef Dayes. И вообще, по коллабам Tom Misch можно изучать, кто сейчас самые крутые люди в британской музыке.
Her, Wanna Be You — а это уже французы, хоть и поющие на английском. Их записи я тоже заслушал до дыр. Увы, попасть к ним на концерт уже не получится — вокалист Саймон Карпеньтьер умер в 2017-м году от рака, прожив всего 27 лет. Кстати, очень рекомендую послушать записи их лайвов, это просто нечто по энергетике! Я думаю, что если бы не пресловутый «клуб 27», эта банда собирала бы стадионы.
Sofi Tukker, Purple Hat — благодаря этим ребятам я пережил карантин. Заметил их благодаря всемирному эфиру «One world: together at home», где они очень выделялись своей расслабленной распиздяйской энергетикой относительно других артистов. Потом стал время от времени смотреть их лайвы в инстаграм — а выходили они в эфир каждый день, не смотря ни на что. Больше 60 ежедневных лайвов! И да, я очень обрадовался, услышав их песню «Good Time Girl» в стартовых титрах «Нового папы». Когда снова разрешат дискотеки — включу эти треки в сет первым делом.
The Milk, Deliver Me — ничего про артиста не знаю, зашазамил трек у друга в Москве, и теперь он у меня на репите уже пару лет. Мне просто очень нравится цепкость рефрена — «Do more, than deliver me», и вся эта ритм-энд-блюз и соул-история. Песня почему-то ассоциируется с Одессой.
Nerina Pallot, Love Will Tear Us Apart — еще одно дитя сериалов, трек был в финальных титрах одного из эпизодов Normal People, и так там удачно встал! Взял за живое. Это очень сильный кавер на сильнейшую песню группы Joy Division. Какое-то даже переосмысление трека. Когда Нерина поет сначала шепотом, а потом с надрывом «And it’s something so good just can’t function no more» («И когда что-то настолько хорошее просто не может больше функционировать») к горлу подступает ком, и очень хочется пустить слезу. Слушал трек на репите в острые моменты жизни.
PJ Harvey, This Is Love — раз уж речь зашла о любви, не могу не вспомнить классику. «I can’t believe life’s so complex, when I just wanna sit here and watch you undress» / «Не могу поверить, что жизнь так сложна, когда я просто хочу сидеть здесь и смотреть, как ты раздеваешься», — орет в микрофон Полли Джин поперек грязного и примитивного гитарного риффа, и это уже совсем другое измерение любви! Очень нравится.
The Lumeneers, Gloria — еще одна заслушанная до дыр группа. Вроде бы и кантри, а вроде бы и рок-гимны про женщин с именами цариц — Клеопатра, Офелия, Глория. И в каждой песне целая история. И так все искренне и просто сыграно. В России группа практически неизвестна, а на YouTube у каждого клипа сотни миллионов просмотров.
Lunity, Circles (Acoustic) — на прошлых выходных были с подругами в Казани, и вдруг из ларька с чак-чаком и сувенирами на улице Баумана заиграла эта песня. Только зашазамив, я понял, что это кавер на хит Post Malone, который мне тоже очень нравится. Но акустическая версия прямо хороша. Кстати, сам Post Malone во время карантина отлично кавернул «Нирвану», за что ему отдельный респект.
King Krule, Cellular — обожаю этого чувака! Все его альбомы — это практически готовый саундтрек к психоделической «Семейке Адамс». Чтобы и гроб на колесиках, и Франкенштейн, и черная перчатка, а надо всем этим царил загробный вокал и потусторонний саксофон. А еще это идеальная музыка для дальних поездок — например, для перегона Краков — Будапешт, особенно когда едешь по Словакии, и на склоны Высоких Татр медленно опускается ночь.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.