8 марта — 19 апреля

«Андрей Филиппов. Департамент орлов»

Андрей Филиппов — редкий на московской сцене современного искусства художник, который в своём творчестве обращается не к злободневным темам повседневности, а к масштабным историческим нарративам. Россия для него — Третий Рим и наследница Византии, но никакого мракобесия в работах Филиппова нет, он с иронией, а где-то со смехом комбинирует «постмодернизм и постсоветизм», не теряя при этом в художественном качестве. На выставке в ФК «Екатерина» будут показаны неизвестные широкой публике работы: живопись, фотографии и объекты, а также несколько крупномасштабных инсталляций, две из которых будут демонстрироваться впервые.

   

ГДЕ:
Фонд культуры «Екатерина»

 

13 марта — 26 июля

«Гиперреализм»

Художник Павел Пепперштейн часто рассказывает такой бытовой анекдот: «В поезде я постоянно оказываюсь в ситуации человека, который умеет нарисовать, скажем, бегемота. Люди, набившиеся в купе и куда-то едущие, спрашивают друг у друга: „Кто ты такой?“ Услышав слово „художник“, они тут же спрашивают: „А бегемота умеешь нарисовать?“ Как только говоришь да, к тебе возникает очень хорошее отношение». Эта история, кажется, идеально подходит к выставке гиперреализма в ГТГ: сразу становится понятно, что художники, представленные на ней, настолько виртуозно овладели живописной техникой, что способны нарисовать и бегемота, и что угодно — с поражающим воображение фотографическим качеством. Всего будет выставлено более сотни работ российских, украинских, эстонских и армянских художников из собрания галереи, созданных в период с 1960 по 1990 год.

   

ГДЕ:
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу

 

25 марта — 24 мая

«Современники будущего»

Про эту выставку удобнее всего писать в цифрах: более 140 произведений 34 художников, разумеется евреев, будут разнесены по трём тематико-хронологическим разделам, подготовленными тремя кураторами: «Первый авангард» (1910–1930-х), «Второй авангард» (1950–1970) и «Концептуализм/соцарт» (1970–1980-е). За подобной магией чисел скрывается довольно простой сюжет: «русское искусство» есть результат труда и таланта не только художников, относящихся к титульной нации. Об этой нередко забываемой истине и призван напомнить этот небольшой, но весьма амбициозный проект: не так часто за пределами Государственной Третьяковской галереи можно увидеть собранные в одном месте первые имена отечественного искусства, среди которых Марк Шагал, Эль Лисицкий, Роберт Фальк, Оскар Рабин и Илья Кабаков.

   

ГДЕ:
Еврейский музей и центр толерантности

 

март — май

Фестиваль «Мода и стиль в фотографии»

Фестиваль «Мода и стиль в фотографии», как кажется, немного подрастерял былую удаль, но по-прежнему остаётся главным фотографическим событием каждой нечётной весны в Москве. Среди выставок, которые нельзя пропустить в этом году, — ретроспективы Альберта Уотсона и Феликса и Поля Надаров в МАММ и экспозиция испанской модной фотографии в ЦВЗ «Манеж» в марте, фотографический проект из архива издательского дома Condé Nast в МАММ в апреле и, конечно же, большая подборка работ Херба Ритца, озаглавленная «На свету», там же в мае.

   

27 марта — 3 мая

Выставка номинантов конкурса «Инновация-2014»

Очередная итоговая выставка для тех, кто всё пропустил, — возможность увидеть лучшие проекты из Москвы и регионов (не только в виде произведений искусства, а ещё, например, и как документацию выставок), претендующих на металлический брусок (так выглядит приз конкурса) и денежный приз. Самые интересные финалисты в этом году подобрались в номинациях «Новая генерация» (для молодых художников) и «Региональный проект». В первой стоит обратить внимание на работы Полины Канис и «Лаборатории городской фауны», а во второй — на трогательную инсталляцию «Живой уголок» Алисы Савицкой и Владислава Ефимова, посвящённую деревянной архитектуре Нижнего Новгорода.

   

ГДЕ:
Государственный центр современного искусства

 

15 апреля — 31 мая

«Владимир Немухин. Грани формализма»

Владимир Немухин — один из лидеров неофициального советского искусства, участник «Лианозовской группы» (неформального объединения художников и поэтов, среди которых были Евгений Кропивницкий, Оскар Рабин Генрих Сапгир, Игорь Холин, существовавшего в 1960–1970-е в Москве). Его работы, например, выставлялись на «Бульдозерной выставке», разгромленной властями в 1974-м. Своим фирменным приёмом Немухин сделал использование игральных карт, которые он и пишет, и монтирует в пространство холста, определяя их как «символ дольнего мира, с его отстранённым от человеческой личности порядком, стихийностью и капризной переменчивостью состояний». На выставке в ММОМА будут представлены более 120 произведений живописи и скульптуры.

   

ГДЕ:
Московский музей современного искусства, Гоголевский, 10

 

17 апреля — 31 июля

«Игорь Макаревич, Елена Елагина. Анализ искусства»

Классики московского концептуализма возвращаются в Третьяковскую галерею — их ретроспектива состоялась в ней в 2006 году. С того момента Макаревич и Елагина успели показать свои работы в основном проекте Венецианской биеннале и совершить художественную интервенцию в залы Северного Возрождения Музея истории искусств в Вене — созданный ими огромный мухомор, проросший памятником III Интернационалу Татлина, несколько месяцев стоял напротив «Вавилонской башни» Брейгеля Старшего, открывая новые смыслы в искусстве разных эпох. В ГТГ их выставка также развернётся в постоянной экспозиции: 15 новых объектов будут установлены в залах живописи 1940–1950-х годов, одном из любимых периодов художников.

   

ГДЕ:
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу

 

   

Текст: Антон Богданов

Фотографии: Обложка, 1 — Андрей Филиппов / Фон культуры «Екатерина», 2 — Г. П. Кичигин / Государственная Третьяковская галерея, 3 — Марк Шагал / Еврейский музей и центр толерантности, 4 — Херб Ритц / «Мультимедиа Арт Музей», 5 — Лаборатория городской фауны, 6 — Владимир Немухин, 7 — И. Макаревич и Е. Елагина / Государственная Третьяковская галерея