11 главных выставок зимы Мэт Коллишоу, ретроспектива Александра Косолапова, Daemons in the Machine и возвращение Джока Стёрджеса
На фотографии: Александр Косолапов — «Ленин и кока-кола»
Александр Косолапов — «Ленин и кока-кола»
В разговорной речи искусствоведов встречается такой термин «кондовый соцреализм»; будь это выражение употребимо с соц-артом, про творчество Александра Косолапова можно было бы сказать именно так: «кондовый соц-арт». Другими словами, хрестоматийный, созданный словно для учебника, так, чтобы сразу и без лишних слов — увидел и понял. Из 13 разделов первой в России ретроспективы основателя направления лишь один посвящен московскому периоду, когда Косолапов черпал вдохновение в понятных советским гражданам артефактах вроде гигантской мясорубки или дверной щеколды. Все остальное — вещи, сделанные в иммиграции, где художник принялся комбинировать растиражированные рекламные образы западных брендов с советскими агитками, приделывал голову Микки Мауса к бюстам Ленина, скрещивал Сталина со Спайдерменом, а позднее взялся и за религиозные сюжеты, поместив, например, изображение Христа рядом с логотипом кока-колы.
«Дом с привидениями»
Третья серия просветительского междисциплинарного сериала «Удел человеческий», запущенного два года назад московским ГЦСИ, на этот раз посвящена памяти. Для выставки, которая является отправной точкой дискуссий, лекций, кинопоказов и круглых столов, куратор Виктор Мизиано отобрал 16 художников со всего мира, так или иначе работающих с темами травмы, знания, забвения и исторического опыта. Местами вышло атмосферно и драматично, как с инсталляцией польского художника Роберта Кушмировского, представляющей собой стерильно белую комнату, заставленную рассыпающейся на глазах мебелью, местами — иронично и концептуально, как в случае с абсурдистской анимацией южноафриканского классика Уильяма Кентриджа.
Джок Стёрджес — «Без смущения 2.0»
В центре фотографии братьев Люмьер снова показывают проект Джока Стёрджеса «Без смущения», который представляет собой фотолетопись жизни трех поколений американских и европейских нудистов. Чуть больше года назад выставка была со скандалом закрыта — после жалоб депутата Елены Мизулиной, детского омбудсмена Анны Кузнецовой и нападения вандалов на экспозицию. Как и в случае с вызвавшей скандал выставкой Яна Фабра в Эрмитаже, здравый смысл в итоге победил: после проверок и экспертиз следствие никакого нарушения закона не выявило. В итоге центр братьев Люмьер решил возобновить показ, на этот раз дополнив экспозицию материалами о конфликте: вырезками из газет, фотографиями, видеосюжетами и документами криминальных экспертиз.
На фотографии: Таус Махачева — «Облако, зацепившееся за гору»
Дмитрий Окружнов и Мария Шарова — «206 Partial content»
Многообещающий дуэт художников Дмитрия Окружнова и Марии Шаровой продолжает свои эксперименты по скрещиванию классической живописи с пиксельной банерной печатью. Первую они используют, чтобы ввести зрителя в круг выбранных ими тем, вторую — чтобы обозначить дух окружающего нас цифрового мира, где любая тема, идея или смысл почти мгновенно исчезает в лавине новой информации. Тотальная инсталляция «206 Partial content» (ее покажут в галерее XL) состоит из пяти масштабных полотен, на которых художники изобразили полуразрушенные залы ДК при текстильном комбинате, где расположена их мастерская. Главная идея проекта заключается в том, чтобы показать уязвимость восприятия прошлого миллениалами, выуживающими из ветхого советского наследия отрывочные факты и образы и выстраивающими на их основе привлекательный миф.
Игорь Шелковский
Большую ретроспективу заметного художника-нонконформиста, издателя эмигрантского журнала «А — Я» Игоря Шелковского несколько лет назад делал Мультимедиа Арт Музей. Тогда показывали все — начиная с ранних концептуалистских опытов и заканчивая современными геометрическими абстракциями, фигурно выступающими из холстов. Теперь же на выставке в Третьяковке будет только скульптура: десять минималистичных объектов-структур и одна большая инсталляция, в которых — с отсылками к работам авангардистов — Шелковский рассуждает о природе современного города.
Таус Махачева — «Облако, зацепившееся за гору»
Таус Махачева — главная представительница «новой волны» искусства Кавказа, при этом работающая в самых прогрессивных техниках: здесь и перформансы, и концептуальные фотопроекты, и объекты, и реди-мейд. С вызывающей особое уважение основательностью, которой Махачева во многом обязана европейскому образованию, она изучает современную жизнь Дагестана, иногда поэтизирует ее, иногда исподволь критикует. Среди работ, которые покажут в MMOMA, самые впечатляющие, пожалуй, — видео «Канат», на котором канатоходец переносит рисунки с одной горы на другую, а также видео из феминистской серии «Супер Таус» (например, в одной из них Махачева убирает с дороги гигантский валун), а из необычного — авторская коллекция найденных в Дагестане советских вывесок.
Мэт Коллишоу
В январе в Галерее Гари Татинцяна откроется выставка британского художника Мэта Коллишоу, сокурсника Дэмиена Хёрста и одного из основателей и лидеров движения Young British Artists. Коллишоу известен своей любовью к спецэффектам и иллюзиям, а также частыми обращениями к античным сюжетам и работам старых мастеров. Так, на выставке покажут одну из его последних серий — анимированные копии полотен Николо Реньери и Влахо Буковаца в обрамлении из черного муранского стекла или, например, более ранний объект, сделанный по картине «Избиение младенцев» Ипполито Скарселлы, который представляет собой этакую карусель, вращающуюся с определенной скоростью и заставляющую оживать героев библейского мифа.
На фотографии: Уильям Генри Фокс Тальбот — «У истоков фотографии»
«Ставки на гласность. Аукцион „Сотбис“ в Москве, 1988»
Свой юбилейный десятый год «Гараж» откроет исследовательской выставкой, посвященной первому в новейшей истории России аукциону «Сотбис», который прошел в разгар перестройки в 1988 году в московском Совинцентре. В рамках проекта в музее соберут некоторые из представленных на нем произведений, фото- и киноматериалы, журнальные публикации, интервью с участниками и разнообразные документы, посвященные легендарным торгам, рекорд на которых поставил «Фундаментальный лексикон» Гриши Брускина, проданный за рекордные 500 тысяч долларов.
Алексей Мартинс — «Феномены тепла»
На протяжении нескольких лет художник Алексей Мартинс работает над проектом «Ментальные дрова», посвященному поиску архитипичных сибирских образов. Из поленьев и щепок он делает фигурки животных, домишки, населенные нарисованными человечками, и крохотные тотемы, которые поэтично называет «еще не подожженными кострами». В рамках последнего фестиваля «Архстояние» свои костры Мартинс, наконец, поджег: его перформанс «Быть вместе» состоял примерно из сотни костров в форме пирамид, которые венчали анималистические скульптуры. Видеодокументация этого опыта станет основой новой выставки, также в экспозицию войдет графика из серии «Полярники» — разноформатные холсты с крохотными изображениями людей или животных, теряющимися в безграничном белом пейзаже.
Уильям Генри Фокс Тальбот — «У истоков фотографии»
Пушкинский музей в феврале покажет ретроспективу британского пионера фотографии Уильяма Тальбота, одного из первых изобретателей, которому удалось добиться химической фиксации изображения, полученного при помощи камеры-обскуры, и таким образом сделать фотографию тиражируемой. Тальбот не только изобрел калотипию, но и успел попрактиковаться в самых разных жанрах, включая натюрморт, пейзаж и портрет. На выставке можно будет увидеть около 150 его работ из собрания Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Daemons in the Machine
Новый проект фонда Laboratoria Art & Science представляет собой выставку художников, создающих инсталляции с использованием искусственного интеллекта, способные к саморазвитию и самообучению. Подробностей о проекте пока немного, но известно, например, что в выставке примет участие австриец Томас Фоерштайн, как-то превращавший книги Гегеля в глюкозу, чтобы кормить ею копию головного мозга в стеклянном резервуаре. На этот раз он создает инсталляцию «Borgy и Bes», которая при помощи нейронной сети будет в реальном времени переводить современную речь на язык Достоевского.
Фотографии: обложка, 1, 2 — ММОМА, 3 — ГМИИ им. А. С. Пушкина
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.