11 выставок осени в Петербурге Лейденская коллекция в Эрмитаже, выставка-спектакль Андрея Могучего, шедевры Художественно-исторического музея Вены и поляки на отдыхе
Николай Кульбин
Николай Кульбин в пантеоне русского авангарда занимает место одного из главных идеологов. Военный врач и действительный статский советник, не имевший никакого специального художественного образования, но веривший в возможность синтеза искусства и науки, в первую очередь известен как теоретик и организатор: он привез в Петербург итальянского футуриста Маринетти, организовал художественное объединение «Треугольник», совместно с Мейерхольдом участвовал в создании «Интимного театра», а кроме того, написал множество эссе и статей, ставших программными. На первой масштабной ретроспективе Кульбина выставлены около 120 произведений — портреты современников, театральные эскизы и книжная графика.
Когда
23 августа — 29 октября
Где
Михайловский замок (Садовая ул., 2)
Стоимость
350 рублей
«Конашевич. Известный и неизвестный»
Почти параллельно в Михайловском замке открывается ретроспектива Владимира Конашевича, современника Кульбина, но на поколение младше и уже с совсем другой творческой биографией. Ученик Константина Коровина, после революции он поселился в Павловске, где занимал должность помощника хранителя в Павловском дворце. В то же время увлекся печатной графикой и именно как мастер иллюстрации вошел в историю, оформив множество преимущественно детских книг: сборники сказок Андерсена и Пушкина, книги Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Юрия Олеши и других. На выставке, помимо произведений из собрания Русского музея, будут представлены работы Конашевича из коллекции семьи художника и частных собраний.
«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»
В рамках больших международных гастролей после показов в Лувре, Национальном музее Китая и Пушкинском музее в Эрмитаж приезжает Лейденская коллекция — крупнейшее частное собрание живописи Рембрандта и его современников. Кажущееся абсолютно невероятной, ввиду неподъемности задачи, предприятие американцев Томаса С. Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан поражает в первую очередь масштабом и смелостью затеи: за сверхкороткий по музейным меркам срок — всего 15 лет — им удалось собрать удивительную по художественной значимости подборку работ старых голландских мастеров XVII века, включающую в том числе 12 картин Рембрандта, работы Франса Халса и Яна Вермеера. На выставке покажут 82 работы из коллекции, а также восемь эрмитажных картин: например, рядом с картиной Геррита Дау «Ученый, затачивающий перо» расположат его «Старика, рассматривающий глобус» из эрмитажного собрания.
Когда
5 сентября — 13 января
Где
Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)
Стоимость
450 рублей
«Жан-Мари Перье. Кутюрье французской фотографии»
Француз Жан-Мари Перье начинал работать фотографом в музыкальном журнале Salut les Copains в Париже 60-х и за долгую карьеру успел сделать портреты множества селебрити из мира музыки, моды и искусства. На выставке в «Эрарте» можно будет увидеть снимки участников группы Rolling Stones и Beatles, Катрин Денев, Алена Делона, Бенисио дель Торо, Софи Лорен и многих других, а еще специальную серию «Мир дизайнеров моды», созданную в 90-х годах по заказу журнала Elle. В нее включены фотографии именитых модельеров: Карл Лагерфельд под зонтом на фоне заснеженной виллы, Ив Сен-Лоран, выглядывающий из-за алого театрального занавеса, Вивьен Вествуд в барочном платье с обнаженным фавном у ног и так далее.
«Хранить вечно»
В январе 1918 года, после соответствующего указа Луначарского, бывшие пригородные императорские резиденции в Гатчине, Павловске, Петергофе и Царском Селе превратились в музеи-заповедники. К столетию события в «Манеже» делают программный, но, как можно ожидать, нескучный проект на стыке художественной выставки и аудиоспектакля. Режиссером проекта выступает Андрей Могучий, а художником-постановщиком — Вера Мартынова. Выставочное пространство разделят на несколько экспозиций, посвященных основным этапам истории резиденций за сто лет (от отъезда из Царского Села семьи Николая II до современных реставрационных работ). В них поместят более 300 экспонатов, в том числе парковые скульптуры и фрагменты декора, обычно недоступные посетителям. А основной сюжетной линией станут дневниковые записи вымышленной героини, которые будут сопровождать посетителей от зала к залу.
«Экспрессионизм в русском искусстве»
Следом за русским импрессионизмом, неоклассицизмом и символизмом, которым были посвящены масштабные смотры прошлых лет, Русский музей готовит серьезное исследование отечественного экспрессионизма и — шире — его влияния на русский авангард. На выставке в Корпусе Бенуа покажут порядка 350 произведений в самых разных жанрах от классической живописи до скульптур и гравюры, охватывающие период с 1900-х по 1930-е. Помимо самых очевидных имен (Гончаров, Ларионов, Кандинский, Шагал, Филонов), будут и работы участников заметных художественных объединений начала ХХ века: «Бубновый валет», «Союз молодежи», Ослиный хвост» и других.
Когда
20 сентября — 19 ноября
Где
Русский музей, Корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2)
Стоимость
450 рублей
Влад Кульков — «Муравьи никогда не спят»
В конце сентября в галерее Anna Nova покажут новую выставку Влада Кулькова, художника, чья графика и скульптура тесно взаимосвязаны с идеей органического мира — неустойчивого и недолговечного. Его экспрессивные абстракции иногда напоминают рисунки внутренних органов из учебника анатомии, иногда — колонии плесени, грибницу или коконы неизвестных насекомых. Новая серия Кулькова посвящена муравьям, а точнее, идее муравья, в котором автор видит нечто вроде мельчайшей составляющей архитектуры видимого мира.
Когда
21 сентября — 3 ноября
Где
Anna Nova (ул. Жуковского, 28)
Стоимость
бесплатно
«Присутствие»
Ежегодный фестиваль «Присутствие», который проводит бюро «Фотодепартамент», в первую очередь рассчитан на профессиональных фотографов и включает в себя мастер-классы, лекции и арт-лаборатории. Однако обычным зрителям программа тоже может быть интересна. Во-первых, в этом году в рамках фестиваля традиционное портфолио-ревю (это когда признанный мастер оценивает работы новичков) впервые пройдет в открытом формате. Во-вторых, в «Бергольд-центре» организуют выставку с участием авторов из России, Украины, Польши, Германии и Чехии, посвященную телесности в самых разных контекстах.
Когда
3—15 октября
Где
«Бертгольд-центр» (Гражданская ул., 13—15)
Стоимость
уточняется
«Имперские столицы: шедевры живописи из Вены и Санкт-Петербурга»
Излюбленный эрмитажный прием, построенный на сравнении и парном экспонировании работ из разных собраний, этой осенью оценить можно будет не только на выставке Лейденской коллекции. Из венского Художественно-исторического музея привезут 14 картин (в том числе работы Сандро Боттичелли, Якопо Тинторетто, Ханса Хольбейна, Франса Халса, Рембрандта, Никола Пуссена и Антуана Ватто), к которым подберут пару из петербургского музея: по принципу композиционной общности, близости сюжета или имени автора.
Когда
5 октября — 13 января
Где
Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)
Стоимость
450 рублей
«Польская архивная фотография»
В «Росфото» в октябре откроется выставка польской фотографии, созданная куратором и фотографом Миколаем Длугошем. Длугош занимается своеобразной фотоархеологией, работая как с частными коллекциями, так и с государственными архивами и делая подборки снимков, описывающих ту или иную сферу жизни поляков. Нынешний его проект посвящен спорту и отдыху: на частных непрофессиональных кадрах и любительской кинохронике — горнолыжные спуски, прогулочные катера и пляжи Балтийского моря.
Егор Крафт — Ákkta
Номинант «Инновации» и премии Курехина, ныне живущий между Москвой и Берлином, художник Егор Крафт преимущественно занимается изучением новых медиа, исследуя вопросы о границах между реальным и виртуальным, технологичным и живым, — и делает это не без иронии. Например, при помощи машинного обучения он заставлял компьютер восстанавливать утраченные фрагменты античных фризов и скульптур, снимал пятиминутный рекламный ролик несуществующего «Нового цвета», играл с афоризмами Маршалла Маклюэна, а однажды построил принтер с закольцованным внутри него листом бумаги и заставил его в течение двух месяцев беспрестанно печатать одну и ту же фразу — «Я печатаю, следовательно, существую». На первой персональной выставке в галерее Anna Nova обещают показать самые заметные работы Крафта последних лет.
Фотографии: обложка — ?, 1 — Государственный Эрмитаж, 2 — Жан-Мари Перье / «Эрарта», 3 — Clément Lambelet / ECAL / «Фотодепартамент», 4 — «Росфото»
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.