10 выставок зимы в Петербурге Пьеро делла Франческа в Эрмитаже, «Осень русского Средневековья» в Корпусе Бенуа, Алан Хатагты, «Христос в темнице» и другие выставки
Пьеро делла Франческа
Главная выставка зимы в Эрмитаже. В пикетном зале Зимнего дворца покажут 11 картин Пьеро делла Франческа — выдающегося художника Кватроченто. Кажется, будто экспонатов немного, но в действительности это крупнейший смотр мастера за пределами Италии. Всемирную известность произведения Пьеро делла Франческа получили только в середине XIX века, благодаря этому большая часть работ и сейчас хранится в итальянских провинциальных музеях и редко покидает их пределы. Среди самых интересных работ, которые привезли в Петербург, три боковые створки разошедшегося по миру пятичастного алтаря, созданного для монастыря святого Августина — их везут из музеев в Лондоне, Лиссабоне и Милане, — «Мадонна Сенигаллия» из Национальной галереи в Урбино, детский портрет будущего тирана Умбрии Гвидобальдо да Монтефельтро из собрания Музея Тиссен-Борнемиса в Мадриде, а также четыре рукописи, в числе которых — трактат «О перспективе в живописи», написанный художником в старости.
Когда
7 декабря — 10 марта
Где
Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)
Стоимость
400 рублей
«Радикальная текучесть. Гротеск в искусстве»
В Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков откроется выставка, посвященная гротеску в искусстве. Проект масштабный — покажут около 300 работ более чем 100 авторов из России, Франции, Италии, Германии, США, Китая и других стран. У входа в музей посетителей встречает инсталляция художника Сергея Бородкина «ПапаWok» с акробатами в полосатых купальниках, настраивающая на веселый лад, но вот на самой экспозиции будут, похоже, преобладать мрачные сюжеты. Например, покажут знаменитую картину «Трапеза» Татьяны Назаренко, на которой компания клыкастых вампиров в костюмах готовится слопать молодую художницу и монструозную «Украинку» Анатолия Осмоловского, наделавшую шуму на выставке «Ура! Скульптура!» в Москве несколько лет назад.
Когда
7 декабря — 17 февраля
Где
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков (наб. канала Грибоедова, 103)
Стоимость
150 рублей
«Не верь глазам своим. Обманки в искусстве»
До марта в Манеже Малого Эрмитажа будет работать выставка, посвященная художественным иллюзиям и имитациям. Покажут гигантскую коллекцию предметов, создавая которые художники, ювелиры и краснодеревщики пытались обмануть восприятие зрителей. Вот шутка начала XIX века от Пензенского хрустального завода Бахметевых — бокалы и рюмки с гиперреалистичными изображениями мух и бабочек в натуральную величину — не отличить от настоящих. Или вот — чайный сервиз «Натюрморт» от Императорский фарфорового завода, который кажется блюдом с фруктами, так что нужно приглядеться, чтобы понять, что два яблока — это чашки, ананас — сахарница, а груша — молочник. На выставке будет необычная живопись вроде работ швейцарского художника XVIII века Иоганна Фюссли — представляющих собой масляную живопись, имитирующую дерево и рисунки на бумаге, предметы мебели, подражающие архитектуре, разнообразные ткани, изделия из фарфора, серебра, стекла и камня — всего около 700 разнообразных предметов.
Когда
8 декабря — 10 марта
Где
Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)
Стоимость
400 рублей
«Алан Хатагты. Фокусное расстояние»
Выпускник владикавказского Художественного училища и академии имени Штиглица, участник арт-студии «Непокоренные» Алан Хатагты прежде интересовался несуществующим. Создавал рисунки и детально проработанные скульптуры выдуманных животных, делал трехмерные модели «антиматерии», в которых бесформенная белесая масса исчезала в зеркальной глади, а с некоторых пор увлекся недосказанным. На персональной выставке в «Новом Музее» покажут его живописную серию: портреты и жанровые сценки, отсылающие к классической живописи, но изрезанные пятнами пробелов и разноцветными пикселями.
«Владимир Сычёв. От советской эпохи до великих кутюрье»
В 70-е годы Владимир Сычёв снимал, как казалось, исключительно для личного пользования, будничную, порой довольно неприглядную уличную жизнь Москвы, а еще делал портреты друзей — неофициальных художников — и организовывал квартирные выставки. В 80-е Сычёв эмигрировал во Францию и чудом сумел вывезти с собой фотоархив: снимки, сделанные в Советском Союзе, тогда напечатали чуть ли все крупнейшие журналы мира, включая Paris Match, Stern, Oggi и Life. Фотограф стал работать для Vogue и агентства Sipa Press, снимал показы высокой моды, рекламу для известных модельеров и входил в президентский пул журналистов. Первая в Петербурге ретроспектива фотографа построена на эффектнейшем контрасте: сценки советской жизни будут соседствовать в экспозиции с портретами деятелей мировой моды и искусства — Карла Лагерфельда, Кензо Такады, Жана-Поля Готье, Хельмута Ньютона и Михаила Барышникова.
«Христос в темнице»
Деревянная скульптура в русской православной культуре появилась поздно — лишь в XVII веке, и за следующие два столетия успела пережить и рассвет, и гонения. Патриарх Никон приглашал белорусских резчиков на строительство Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой, а спустя каких-то 50 лет — 21 мая 1722 года — вышло постановление Святейшего синода, запрещавшее «иметь в церквах иконы резные или истесанные, издолбленные, изваянные». К счастью, в отличие от столицы, где деревянную скульптуру тут же начали массово уничтожать, в провинциальных церквях запрет зачастую игнорировали — богатая коллекция таких объектов сохранилась, например, в Пермских храмах. В «Манеже» покажут 33 образца деревянной храмовой скульптуры из 15 российских музеев, которые объединяет общий иконографический сюжет — «Христос в темнице», или «Спас Полунощный», описывающий заточение Христа накануне восхождения на Голгофу. Проект курирует ректор петербургской Академии художеств Семен Михайловский, и у него большие планы: весной выставка переедет в Рим, где ее покажут в базилике Сан-Джованни-ин-Латерано.
Арно Рафаэль Минккинен — «Моменты откровения»
Арно Рафаэль Минккинен родился в Финляндии, а вырос и построил карьеру в США. Можно сказать, взял лучшее от обеих своих родин — способность по-американски открыто говорить о собственных неврозах (не любила мать, не был доволен собственной внешностью), и финскую любовь к природе и натуралистичности. Фотографирует Минккинен исключительно самого себя, исключительно обнаженным и почти всегда на фоне природных пейзажей — финских заснеженных лесов, норвежских фьордов, американских каменистых пустынь и так далее. На запланированной в «Эрарте» ретроспективе фотографа покажут около 100 снимков.
Сесиль Плезанс — «Ролевые игры»
Следом за ретроспективой Минккинена в «Эрарте» откроется выставка француженки Сесиль Плезанс — тоже откровенная, но в несколько ином, более примитивном смысле. Плесанс выбрала для себя роль прямолинейного дерзкого провокатора, исследующего и срывающего социальные маски своих героев. На ее снимках страстно целуются белая и чернокожая девушки, задирает юбку невеста, а закутанная в паранджу скромная мусульманка превращается в роковую красотку в кружевном белье.
Ирина Дрозд
Петербургскую художницу Ирину Дрозд занимает вопрос взросления. Эту свою магистральную тему она разрабатывает уже долго и методично. Дрозд стилизовала залы галереи под среднестатистический российский подъезд с граффити и сломанным велосипедом и наполняла их изображениями подростков с озорной поволокой и одновременно экзистенциальной тоской в глазах. Рисовала стариков, прикрывая морщины инфантильными карнавальными масками, изучала юношеские страхи от соприкосновения фантазии и реальности, визуализируя их с помощью скульптуры — создавала монструозных жуков и превращала волшебного кролика из Страны чудес в жабу. Эти скульптуры недавно показывали в Музее сновидений Фрейда, а в феврале наверняка покажут и в галерее Anna Nova.
«Осень русского Средневековья»
В Русском музее на конец февраля запланирована масштабная выставка русского искусства XVII века, охватывающего временной период от Смутного времени до 1690-х. Подробностей пока не много, но известно, что экспозиция будет включать около 280 произведений и впервые масштабно представит панораму развития изобразительного и прикладного искусства в Москве и локальных художественных центрах — Ярославле, Костроме, на Русском Севере и так далее. В числе экспонатов — произведения строгановских иконописных и златошвейных мастерских, декоративное прикладное искусство и большая группа подписных икон Симона Ушакова, Тихона Филатьева и Кирилла Уланова.
Когда
конец февраля — май
Где
Русский музей, корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2)
Стоимость
450 рублей
Еще десять уже открывшихся выставок, которые будут работать зимой
Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции
Крупнейшее частное собрание живописи Рембрандта и его современников. Подробнее о выставке — в нашем гиде.
Когда: по 13 января
Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)
Стоимость: 450 рублей
«Неожиданный Малевич»
Графика Казимира Малевича, которую почти никто раньше не видел.
Когда: по 14 января
Где: Михайловский замок (Садовая ул., 2)
Стоимость: 350 рублей
«Карл Маркс навсегда?»
Автор «Капитала» в изобразительном искусстве — от классических образов и пропагандистских икон до карикатур и анекдотов.
Когда: по 14 января
Где: Русский музей, корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2)
Стоимость: 450 рублей
«Анни Лейбовиц в коллекции Государственного Эрмитажа»
Выставка девяти фотографий, подаренных Эрмитажу великой Лейбовиц.
Когда: по 21 января
Где: Главный штаб (Дворцовая пл., 2)
Стоимость: 400 рублей
Лазарь Хидекель
Выставка графики пионера супрематической архитектуры.
Когда: по 21 января
Где: Русский музей, Строгановский дворец (Невский пр-т., 17)
Стоимость: 350 рублей
Владимир Кустов — «То, что стало быть сейчас»
Персональная выставка одного из основателей некрореализма и мастера многослойных шарад.
Когда: по 26 января
Где: Галерея Марины Гисич (наб. реки Фонтанки, 121)
Стоимость: бесплатно
«Феномен Чернова»
Компактная ретроспектива важного ленинградского художника, работавшего с «Поп-механикой» и создававшего «альтернативную моду» из всего, что попадалось под руку.
Когда: по 31 января
Где: Центр современного искусства имени Сергея Курёхина (Лиговский пр-т., 73)
Стоимость: 150 рублей
Егор Крафт — Ákkta
Лучшие проекты номинанта «Инновации» и премии Курёхина, работающего с новыми медиа.
Когда: по 2 февраля
Где: Anna Nova (ул. Жуковского, 28)
Стоимость: 150 рублей
«Петипа. Танцемания»
Масштабная выставка — посвящение легендарному танцовщику Мариусу Петипа.
Когда: по 24 февраля
Где: Музей театрального и музыкального искусства (пл. Островского, 6)
Стоимость: 150 рублей
«Паша 183. Ретроспектива»
Масштабная ретроспектива московского уличного художника Павла Пухова, работавшего под псевдонимом Паша 183, — символа российского уличного искусства. Подробнее о выставке — в нашем гиде.
Когда: по 28 февраля
Где: Музей уличного искусства (ш. Революции, 84)
Стоимость: 400 рублей
Фотографии: обложка – NOVYMUSEUM, 1 – HERMITAGEMUSEUM, 2 – ROSPHOTO, 3 – ERARTA
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.