Дискуссии об урбанистике и «Памятник всему»: Что смотреть на фестивале цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities
Со 2 июля по 1 августа в Екатеринбурге проходит фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities. Художники создали объекты не на фасадах домов, а в дополненной реальности — так проект переосмысляет традиционное понятие искусства в городской среде. Фестиваль проходит в крупных городах России, в каждом из них демонстрируется 5 арт-объектов. Примечательно то, как один и тот же объект по-разному встраивается в среду каждого города и несет разные смыслы в зависимости от локальной повестки.
Совместно с организаторами Rosbank Future Cities рассказываем, какие работы появились в виртуальном пространстве Екатеринбурга, почему они расположены именно в этих местах и чем еще можно заняться на фестивале.
Со 2 июля по 1 августа в Екатеринбурге проходит фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities. Художники создали объекты не на фасадах домов, а в дополненной реальности — так проект переосмысляет традиционное понятие искусства в городской среде. Фестиваль проходит в крупных городах России, в каждом из них демонстрируется 5 арт-объектов. Примечательно то, как один и тот же объект по-разному встраивается в среду каждого города и несет разные смыслы в зависимости от локальной повестки.
Совместно с организаторами Rosbank Future Cities рассказываем, какие работы появились в виртуальном пространстве Екатеринбурга, почему они расположены именно в этих местах и чем еще можно заняться на фестивале.
Найти пять объектов в виртуальной среде города
Художники разместили пять работ вдоль набережной Исети. Рядом с локациями есть QR-коды, которые направляют на сайт проекта. Тот определяет местоположение пользователя, и при приближении к нужным локациям на экране телефона появляются AR-объекты. Те, кто найдут все пять объектов, получат бесплатный билет в арт-галерею Ельцин Центра.
1
На лодочной станции свою работу разместил воронежский художник Ян Посадский (Daipyat), миксующий уличное искусство с краеведением. Свой первый арт-объект в Екатеринбурге он сделал на бетонной вышке в Шарташском лесопарке на прошлой «Стенограффии», вдохновившись от жизни Юрия Левитана на Урале.
Зрителям фестиваля художник предлагает посмотреть на фигуры, которые установлены на пьедесталах в разных городах. Работа «Памятник всему» — виртуальная скульптура, генерируемая нейросетью из собранной базы фотографий реальных памятников в российских городах. Проект создан в коллаборации с медиахудожником и специалистом по нейросетям Вадимом Эпштейном. А алгоритмический саундскейп к проекту сделал Александр Василенко.
2
На Октябрьской площади перед Драмтеатром можно найти две работы. Первая — от Digital Object Alliance, художниц Саши Пучковой и Анны Леоновой. Авторки работают вместе с 2017 года и изучают пластичность построения законов коммуникации, тело в цифровом пространстве, искусственную синестезию, деколониальные практики и формирование коллективности.
Девушки создали AR-объект со столбом, от которого в никуда уходят провода, и с текстом о жизни в сети. Работа «Невыносимая бесконечность быть подключенным к сети» рассматривает цифровую инфраструктуру через одно из самых незаметных проявлений — провода: электрические, транспортные, интернет-кабели. В повседневности они стали настолько привычными, что возникает эффект баннерной слепоты: для горожанина они автоматически стираются из визуального поля.
3
Шары на площади перед Драмтеатром часто превращают в арт-объекты. Еще одна работа фестиваля находится как раз у фонтана с одним из них. Объект «Пыльца» создала художница Анна Таганцева-Кобзева из Москвы: соосновательница группы художников APXIV, участница Copenhagen Art Week, Budapest Art Week, фестиваля The New art 2020 в Лиссабоне, 6-й и 7-й московской биеннале и других международных арт-событий. В своем творчестве Анна обращается к цифровым медиа, совмещая их с живописью, скульптурой и поэзией. Ей интересен оккультизм и его взаимодействие с наукой и философией, сочетание архаичной и искусственной сред, процесс взаимодействия с миром, полным перепроизводства вещей и информации.
В рамках Rosbank Future Cities художница решила исследовать наш цифровой след и провела параллель между данными, передающимися при помощи беспроводных технологий, и пыльцой — системой передачи знаний о виде и его популяции. По словам художницы, бабочки, летающие над головой, — это природные дроны, которые разносят информацию в пространстве. Также в инстаграме фестиваля появилась маска ее авторства, дополняющая этот объект.
4
На Макаровском мосту горожане могут найти работу «Доверие» Кирилла Макарова из Москвы, стипендиата музея «Гараж», участника европейской биеннале «Манифеста», Триеннале российского современного искусства и других проектов. В своем искусстве он синтезирует цифровое изображение с живописью и создает гибридные пространства, в которых сосуществуют природные и алгоритмически произведенные объекты.
В фестивальной работе Кирилл решил обратить внимание на автоматизацию неравенства из-за технологий и алгоритмических штампов. Намерение визуализировать окружающую среду в виде данных приводит общество к алгоритмической сборке, в которой любое принятие решения будет формировать шаблоны для политического и социального регулирования. Подобные механизмы не являются инклюзивными, считает художник, а наоборот усиливают раздробленность и исключают доверие.
5
На набережной около спорткомплекса «Динамо» появилась работа москвички Софьи Скидан «what is hidden does not need to be hidden». Софья — также стипендиатка «Гаража», участница Unseen Photobook Festival в Амстердаме, Венского фестиваля фотокниги и различных выставок в России. Она работает с инсталляцией, перформансом, скульптурой и видео, а также профессионально преподает силовую хатха-йогу, что отражается на выборе материалов, сюжетов и техник. В своей художественной практике она переосмысливает восточную философию и пространственные ауры, основываясь на постцифровой эстетике, сексуальности, теории биомедиа, памяти, новой философии йоги и тела. Она наполняет артефакты постцифровой реальности элементами ностальгии по утрате природного ландшафта.
Для авторки цифровой объект — это привлечение внимания в перенасыщенной информацией городской среде. Ее фестивальная работа напоминает дерево, опутанное лианами. Скидан хотела, чтобы встреча с ее объектом заставила каждого замедлиться не только на время взаимодействия с ним, но и в дальнейшем.
Никита Нечаев
куратор фестиваля
В Екатеринбурге с подбором мест художникам помогал директор арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских. Например, работа «Доверие» находится рядом с Макаровским мостом, потому что Кирилл Макаров искал мосты как образ инфраструктуры, существующей между свободой объединения и контролем. В его понимании доверие — это мост между людьми. А работа Софьи Скидан расположена в месте, где техногенные среды встречаются с природными.
Отправиться на кураторскую экскурсию
Для каждого объекта доступен аудиогид, где о работах рассказывают сами художники. Для тех, кому не подходит формат самостоятельных экскурсий, экскурсовод и теоретик уличного искусства Алексей Шахов каждую субботу в 18:00 проводит авторские прогулки по объектам фестиваля. Маршруты прогулок, расписание экскурсий, аудиогид, приложение для просмотра работ доступны на сайте проекта.
Самым легким на подъем предлагаем устроить ситибрейки и посмотреть на работы фестиваля в других городах. Rosbank Future Cities также проходит в Краснодаре, Красноярске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге.
Алексей Шахов
экскурсовод и исследователь стрит-арта
С одной стороны, AR относится к истокам стрит-арта из-за нелегальности — такие интервенции не согласованы с владельцами зданий и пространств, где они расположены. С другой стороны, виртуальное искусство долгое время рассматривается как безвандальная альтернатива уличному, потому что в реальности его видят только те, кто хотят видеть. И если стрит-арт не долговечен, то цифровое искусство может остаться на сервере навсегда.
На экскурсии по AR-объектам я впервые ощутил странное — меня не смущало, когда во время прогулки люди втыкали в телефоны. Наоборот было неудобно, когда кто-то слушал меня вместо этого. У гостей маршрутов есть «цифровое стеснение»: они не совсем понимают, как взаимодействовать с AR-объектами, трогать их, ходить вокруг, увеличивать, слушать. Приходится объяснять и к третьему объекту все уже уверенно воспринимают дополненную реальность как часть современного мира.
Люди реагируют на объекты по-разному. Некоторые цепляли бабочек художницы Анны Таганцевой-Кобзевой из объекта «Пыльца» к своей голове, а не к пространству — цифровое искусство, в отличие от галерейного, можно условно потрогать и примерить. А у медитативной работы Софы Скидан о участники прогулок без подсказок останавливались и выпадали из информационного поля — кажется, замысел художницы реализовался.
Я не могу выделить одну работу фестиваля, потому что они все достойные. Каждая арт привязан к месту, в котором расположен, и эмоционально взаимодействует с окружением, не повторяя мысли других авторов. Пять арт-объектов — пять мыслей на тему того, как цифровой мир и безумный поток информации меняет живых людей.
Посмотреть аудиовизуальный перформанс
Лайф-программа фестиваля стала местом пересечения виртуального и физического. Местные художники исследуют взаимодействие города и цифровой среды с помощью аудиовизуальных перформансов и инсталляций.
Видеоарт «Все, что подтверждено»
На фасаде Ельцин Центра покажут проект «Все, что подтверждено» уральских художников Андрея Чугунова и Олеси Ильенок. Он основан на персональных данных, собранных Google. Работа состоит из синхронизированного видео, где один канал будет транслироваться в атриуме Ельцин Центра, а второй — на медиафасаде. Видео в атриуме основано на текстовых запросах, командах голосового управления и случайных записях неизвестного происхождения, обнаруженных в папке при выгрузке. А видео на медиафасаде использует данные геолокации и перемещений художников в городском пространстве, а также синтезированные звуки на основе числовых данных.
Послушать лекции об урбанистике и цифровом искусстве
Основную программу фестиваля дополняет публичная. В Ельцин Центре пройдут три дискуссии на темы урбанистики, устойчивого развития и цифрового искусства. Фокус программы — исследование понятия «гибридный город».
Лекция о том, как цифровые объекты обретают свою материальную сущность и автономию в сети
Куратор дискуссионной программы фестиваля Rosbank Future Cities Вадим Смахтин — разработчик сервисов городской аналитики. Он рассмотрит город как гибридную цифро-аналоговую сущность и расскажет, каким образом может происходить материализация виртуальных объектов. Пример такой мутации — невзаимозаменяемый токен или NFT.
Дискуссия о праве на гибридный город
В формате круглого стола эксперты обсудят, как развитие цифровых сервисов доставки и городской мобильности изменило наше отношение к городскому пространству. Последствия внедрения тех или иных технологий в городском контексте позволяют нам лучше понимать социальные процессы, вызванные этими технологиями. Такие знания помогают проектировать новые городские сервисы. По итогам дискуссии эксперты выделят набор правил и этических норм для сосуществования горожан и цифровых сервисов в гибридном городе.
Воркшоп художника Ивана Пузырева
Когда
17 июля, 16:00
Где
Образовательный центр, аудитория 1-2 (ул. Бориса Ельцина, 3)
Сколько
бесплатно
Художник Иван Пузырев расскажет об исследовании пространственных вычислений и значении дополненной реальности в городском пространстве. А также поможет посетителям понять, существует ли какое-то разделение между работой с городским пространством и пространством дополненной реальности.
Дискуссия об эластичном городе и частной жизни
Дискуссия посвящена эластичному городу и тому, как цифровые системы помогают его жителям адаптироваться. Эластичность в городе обретается благодаря отсутствию той или иной структуры, но при этом теряется право на частную жизнь. Во время дискуссии получится определить, каким должен быть устойчивый город, в котором данные горожан принадлежат им самим.
Дискуссия о цифровом плейсмейкинге
Руководитель Центра авторских экскурсий «Екбгуляем» Дмитрий Москвин, участница арх-группы PODELNIKI Полина Иванова и другие специалисты поговорят за круглым столом о том, как дополненная реальность меняет наше понимание места в городе. А также ответят на вопросы о том, как с помощью дополненной реальности превратить безликое пространство в место.
Вадим Смахтин
куратор дискуссионной программы
Одна из задач фестиваля — децентрализация. Мы хотим децентрализовать не только культуру, но и дискуссию о городах будущего. Поэтому фестиваль постарался привлечь не только столичных спикеров, но и локальных экспертов.
Еще пять лет назад «город будущего» воспринимался как город технологий. По-моему же, очень важно перестать думать о технологиях изолированно, отделяя их от общественных процессов. Гибридный город иллюстрирует эту идею и позволяет нам увидеть пространство через взаимодействие технологий и общества. В этом году фестиваль сфокусирован на изучении скрытых инфраструктур: линиях проводов, 5G-вышках и прочего. Если посмотреть на цифровые системы через такие физические объекты, то можно увидеть именно цифро-физическую сущность города.
Прямого влияния технологий на город нет — они вплетаются в город и меняют его изнутри. Эти метаморфозы образуют новый организм, где виртуальное и физическое постоянно влияют друг на друга, образуя единую сущность.
Фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities
2 июля — 1 августа 2021
Никита Нечаев
куратор проекта
Цифровая среда — одно из мест, где сегодня производится и живет искусство. Повседневный опыт городских жителей в таких средах часто неразличим с опытом офлайна и так же важен. «Города будущего» — общая тема фестиваля, которую предлагается раскрыть через внимание к уже существующим, но незаметным цифровым инфраструктурам современного города. Платформы, использующие алгоритмизированный труд (сервисы заказа такси, доставки еды), системы наблюдения, технологии геолокации и анализа больших данных перераспределяют трудовые отношения, модерируют наш опыт и пересобирают производство желаний. Для распознавания и описания таких процессов не найдены общие языки и образы — художественные интервенции в AR-среду, структурно совпадающие с другими цифровыми средами, отвечают как раз на такой запрос.
Подробнее
Материал подготовлен
при поддержке