Самые знаковые экспонаты виртуальной выставки «Космос: рождение новой эры» Как начать знакомство с космическим проектом Политехнического музея, галереи Тейт и «Википедии вещей» Thngs
Выставка «Космос: рождение новой эры» — это международный проект о первых российских космических путешествиях. Выставка стала результатом масштабного исследования, которое продолжалось пять лет. Ученые и музейщики из России и Англии по крупицам собирали архивные документы и памятные вещи, принадлежащие пионерам космонавтики, чтобы раскрыть личные истории людей, которые участвовали в создании космической эры.
Инициаторы выставки — лондонский Science Museum и Наталья Сидлина, которая впоследствии стала организатором выставки с английской стороны, а теперь — куратором русской коллекции в галерее Тейт.
После того как выставка прошла в Лондоне и Москве, создан виртуальный каталог экспозиции. Платформой для него стала «Википедия вещей» Thngs — международный стартап родом из России.
The Village пообщался с создателями выставки и попросил отобрать семь знаковых вещей, с которых лучше начать знакомство с проектом.
Наталья Сергиевская
заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея, куратор выставки
«Космос: рождение новой эры»
Идея была не только в том, чтобы рассказать факты о российской космонавтике. Наша цель — рассказать о легенде, о судьбах удивительных людей, причастных к первым полетам в космос. О том, как невозможное становится реальностью.
Можно было пойти простым путем, чтобы сделать выставку: собрать экспозицию из макетов и экспонатов из российских музеев. Но стало понятно, что если уж запускать такой большой уникальный проект, то надо показывать те объекты, которые никто и никогда раньше не видел. Команда собирала подлинные «документы» тех первых космических полетов: реально летавшие аппараты, технологические макеты кораблей, станций, луноходов, которые были самыми прорывными изобретениями того времени.
В переговоры было вовлечено большое количество российских предприятий космической отрасли. В конце концов, выставка собрана из экспонатов более чем 25 коллекций. С одной стороны, были крупные фантастически красивые объекты, которые было нереально сложно перевезти через границу. С другой — был перелопачен огромный массив архивных материалов. Организаторы встречались и с ныне живущими космонавтами первой плеяды, такими как Терешкова, Леонов, и с родственниками Королева, Гагарина, и с большим количеством других людей, причастных к первым полетам, про которых в России никто никогда не слышал.
Затея выставки была в том, чтобы поговорить о тех мечтателях, которые не думали о том, что полет в космос невозможен. Они просто полетели.
В какой-то момент удалось убедить организаторов в том, что выставка должна быть показана и в Москве, иначе большая часть объектов, про которые мы еще школьниками читали в учебниках, снова вернется на закрытые предприятия и их больше никто никогда не увидит. Было принято решение, что выставка должна состояться на ВДНХ. Все участники довольно сложного организационного процесса (ВДНХ, Политехнический музей, Science Museum и РОСИЗО) пытались договориться о том, насколько сильно изменится концепция выставки. Казалось, что делать выставку точно такой, как в Лондоне, было бы странно, учитывая уровень осведомленности российской аудитории об истории и героях отечественной космонавтики. Мы решили сместить акценты, подчеркнув фантастичность того, что было совершено нашими соотечественниками, мы рассказали о космосе как о мечте.
Кроме космических аппаратов, в выставку вошли и произведения искусства — именно они создавали ореол мечты, сбывшихся надежд и фантазий. Среди них были, например, работы авангардистов начала XX века, которые создавались тогда же, когда первые конструкторы и первые идеологи космических полетов (Королев, Глушков, Циолковский) мечтали о том, что сейчас уже кажется нормой, а тогда казалось абсолютно невозможным. Художественные произведения были представлены из коллекции Третьяковской галереи, Музея архитектуры имени Щусева, частных коллекций.
В разделе, посвященном пребыванию человека в космосе, мы разместили архитектурные акварели Галины Балашовой, которая в реальности занималась проектированием тех самых интерьеров, о которых мечтали люди в начале «космического» века. Искусство пронизывает всю выставку параллельной нитью — нитью мечты.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.