Прометей и времена года: О чем рассказывают советские мозаики Екатеринбурга Мозаичные панно на жилых домах и дворцах культуры в выставке «Вечное лето»
Мозаичные панно на стенах панельных домов, спортивных залов и домов культуры остались Екатеринбургу в наследство от Свердловска, всем городским существом стремившегося в светлое будущее. «Времена года» на Малышева — Белинского, ныряльщицы на стенах бассейна «Юность» по Куйбышева, портрет женщины на ДК Лаврова стали такими привычными, что почти не бросаются в глаза и не вызывают вопросов. Однако эти мозаики — не просто случайный декор. В советском искусстве они образовали целое направление монументальной живописи: кусочки смальты, узоры из керамической плитки, мрамора и уральских минералов складываются в изображения космонавтов, шахтеров и сталеваров.
Пермский журналист Иван Козлов решил рассказать историю мозаик Свердловска 60–80-х годов в серии документальных фотографий. Сегодня, 7 сентября, в малом атриуме Ельцин Центра открывается его выставка «Вечное лето», вошедшая в параллельную программу IV Уральской индустриальной биеннале. The Village выбрал пять гигантских панно на стенах советского Свердловска и рассказывает их истории.
Текст
САша Новикова
Марина Соколовская
руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея Бориса Ельцина
Большая часть мозаик появилась в Свердловске в 1960–1980 годах. На смену сталинской архитектуре с ее избыточным декором пришли модернистские формы. Архитектура стала скучной: большинство зданий превратилось в прямоугольные коробки. Набор доступных выразительных средств сузился, и новая архитектура нуждалась в приемах детализации.
Заказчику, которым выступало государство, было важно транслировать в городскую среду идеологические послания. Город наполнялся лозунгами и социальной рекламой. Мозаика позволяла изображать героев современности: космонавтов, матерей с детьми, рабочих, вождей. Художники-монументалисты стали говорить не только о тех образах, что были важны для власти, но и пытались создать образ современного человека, сформировать общие ценности.
Мозаика пришла в советское искусство из вековой традиции религиозного, а затем и светского искусства, работавшего над оформлением храмовых и дворцовых интерьеров, созданием символических пространств, по отношению к которым зритель чувствует дистанцию. Так важной функцией советской мозаики стало обозначение места и роли человека в городе.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.