«Хоть стой, хоть падай»: Как устроена новая выставка в Музее стрит-арта Уличные художники в замешательстве
В ближайшую субботу, 18 мая, петербургский Музей уличного искусства, расположенный на территории действующего завода слоистых пластиков, открывает новую летнюю выставку. Проект, который курирует петербургский художник Максим Има, объединяет около 35 авторов и посвящен всеобщему замешательству, которое является следствием ни на минуту не прерывающегося новостного потока.
The Village побывал на площадке за несколько дней до открытия и на примере нескольких работ рассказывает, как устроен проект.
Фотографии
«Хоть стой, хоть падай»
Виталий Пушницкий — «Сумрачный лес»
В этом году музей, кажется, несколько поубавил свои амбиции: обошлись без иностранного куратора и почти без иностранного присутствия, большинство участников — представители локальной арт-сцены. Отчасти компенсировать это должен более разнообразный круг авторов: к работе над проектом были приглашены не только стрит-артисты и граффитчики, но и художники традиционных медиа. Самый показательный пример — участие в проекте Виталия Пушницкого, которому под роспись отдали центральный фасад заводского ангара. Важный петербургский концептуалист и академист в одном лице, любитель меланхоличных сюжетов и многозначительных метафор, он и здесь выступил в привычном для себя меланхолично-многозначительном жанре, процитировал Данте и изобразил на гигантском, 100-метровом фасаде словно бы загнанную в плоть дерева и опоясанную заборами и клетками баскетбольную площадку. И вот фокус — по совпадению работа оказалась удивительно созвучной актуальной новостной повестке, хотя ее эскиз был готов задолго до начала екатеринбургских протестов.
Стас Багс — «На последние вопросы не бывает последних ответов»
А вот противоположный пример: карьера петербургского художника Стаса Багса начиналась как раз с граффити (в составе арт-группы Milk and Vodka), а привела его в мир галерей и музеев. Впрочем, элементы уличного искусства для его картин, инсталляций и объектов были характерны всегда, равно как и критический взгляд на происходящее вокруг.
Ко всему прочему, нельзя забывать, что высшее образование Багс получил на кафедре анатомии и физиологии человека: отсюда его интерес к телесному — иногда буквальный, как это было, например, с его распиленными мутантами, иногда метафорический, как это будет сейчас. Для выставки художник создал мурал с изображением пьедестала«Медного всадника», на котором вместо конной статуи Петра установлена инвалидная коляска.
Letme — «Хотя уже не лезет»
Долгое время московская команда Letme занималась классическим нейм-райтингом: бесконечно повторяя свою подпись, при этом экспериментируя со шрифтами и фоном. Иногда это были классические bubble letter, иногда — сложные полуабстрактные композиции и даже трехмерные фигуры. А с некоторых пор, поднаторев в работе со шрифтами, команда перешла к более осмысленному концептуальному граффити.
На выставке можно увидеть сразу две их работы. Первая — эдакий оммаж дадаизму — представляет собой надпись «Чисто проходная работа» на белой стене, в центре которой обустроен проход в соседний зал. Вторая — надпись «Мне нужно больше» — занимает одну из центральных уличных стен здания котельной, на которой гигантские буквы сливаются в единое черное полотно.
ОХ — Commercial colors extension
Как уже было сказано, иностранных участников в этом году совсем немного. Один из них — французский художник ОХ, который примечателен своей последовательной работой с рекламными баннерами. Что он только с ними ни делал: превращал в трехмерные скульптуры, разрисовывал абстрактными геометрическими композициями, создавал с их помощью оптические иллюзии и ловко вписывал в окружающий ландшафт. Для выставки в пространстве котельной был установлен настоящий билборд, который ОХ превратил в арт-объект, снабдив лентами в цветах рекламных объявлений.
Юля Ванифатьева — Pink Power
Московская художница Юля Ванифатьева в 2013 году придумала проект Pink Power, противопоставляющий благополучную глянцевую культуру, которую олицетворяет сентиментальный розовый цвет, с подчас совсем не нарядной уличной реальностью. Например, для биеннале уличного искусства она, точно в рамы, упаковывала девичьи портреты в выброшенные автомобильные шины, рисовала пародийные рекламные плакаты на пустырях и в заброшках, а еще делала смешные реплики на работы Матисса и Магритта.
Миша Маркер, Аня Ярды — «Побег»
Миша Маркер — один из главных уличных художников Петербурга — уже несколько лет вывешивает на центральных улицах города свои картины, посвященные самым разным социальным проблемам. Как правило, они появляются на афишных стендах и успевают провисеть там недолго, но зато быстро распространяются по соцсетям.
Постепенно к художнику пришло признание: в прошлом году Маркер впервые поучаствовал в масштабной выставке в Музее стрит-арта, а в этом — попал в лонг-лист авторитетной премии Сергея Курехина. На доставшейся ему стене в пространстве бывшей котельной художник разместил масштабную работу, созданную совместно с соавтором Аней Ярды. В ней он, кажется, впервые высказывается не на политические или социальные темы, а говорит о себе самом.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.