8 фильмов с «Послания к человеку», которые доказывают, что экспериментальное кино — это не сложно Две казни Иона Антонеску, сны курьера, коллаж из анпакинг-видео и другие работы
Как понять видео-арт и экспериментальное кино? Вы наверняка с ним сталкивались в музеях и галереях: темная комната или просто галерейная стена, рядом — проектор, который демонстрирует что-то, в чем сложно разобраться, даже если прочитать подробное описание работы. Вокруг видео-арта за все время его существования образовался целый космос ускользающих понятий. Слов, которые много значат, но мало что означают в каждом конкретном случае. Но, несмотря на то, что у видео-арта нет доступного языка описания, сами фильмы обычно легко находят общий язык со зрителями.
В этом году на главном петербургском кинофестивале «Послание к человеку» в конкурсе In Silico можно увидеть 21 экспериментальных фильмов. Вместе они составляют полную картину того, что такое видео-арт сегодня. В них может не быть сюжета, или чего-то красивого, или виртуозной технической работы. Всего, что заставляет нас ежедневно потреблять большое количество видео. В таком кино нет ответов, но есть поводы к размышлению. The Village попросил кинокритика Анастасию Сенченко выбрать восемь фильмов из программы In Silico, к которым не нужны подробные аннотации со сложными терминами.
«Привет, мне нужно быть любимым»
Hi, I Need to Be Loved
Марни Эллен Херцлер — новое лицо независимого кино, сейчас она заканчивает свой первый игровой полный метр. Ее работы показывали на фестивалях в Локарно и Роттердаме, а также в музее МоМА. Для фильма «Привет, мне нужно быть любимым» режиссер приглашает актеров с популярного сайта объявлений и просит их на прослушивании прочитать несколько ее спам-писем. Вместе они пытаются превратить спам в поэзию. Традиционно такие письма — ложь, открытая манипуляция, об этом знает каждый, кто хотя бы раз пользовался интернетом. С другой стороны, актерская игра — такая же общепринятая условность, никто всерьез не отождествляет актеров с героями, кроме как в момент самого театрального действия/кинопросмотра. Херцлер снимает свое кино так, что две эти условности с самого начала обнажены. И задает вопрос: возможно ли воспринять автоматически рассылаемый текст как имеющий адресата, то есть осмысленный, и актеров как действительных его авторов?
режиссер
Марни Эллен Херцлер
год
2018
страна
США
длительность
11 минут
«Состояние благодати»
A State of Grace
Джон Смит — британский кино- и видеохудожник, хорошо знакомый любителям видео-арта. Его самая узнаваемая черта — ироничный комментарий к документальной съемке. Этот прием он впервые применил в 1976 году в «Девушка с жевательной резинкой»: закадровый голос описывает все, что происходит на оживленном перекрестке, так, будто это команды режиссера. В «Состоянии благодати» ровно тот же принцип заигрывания с реальностью. Смит за кадром по-новому интерпретирует инструкцию по безопасности, в очередной раз утверждая первенство вербальной информации над визуальной — происходит ровно то, что мы
в этом видим.
режиссерz
Джон Смит
год
2019
страна
Великобритания
длительность
3 минуты
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.