Что ждать от Берлинале в этом году: 9 главных фильмов Драма о каталонских фермерах, сказка с Шарлоттой Генсбур и очередной шедевр Хон Сан-су
Организаторы Берлинале в 2022 году пошли на риск — на фоне высокой статистики заболевших омикроном и ушедшего в онлайн SXSW и других фестивалей решили провести киносмотр офлайн. В Берлине и так действуют строгие антиковидные правила, а для прессы на фестивале все было немного сложнее: независимо от количества вакцин для попадания на пресс-показы и пресс-конференции нужно было иметь антиген-тест не старше 24 часов. В итоге за семь дней Берлинале было выявлено 128 положительных тестов из почти 11 тысяч проведенных.
В этом году вся билетная система перешла в онлайн. Идея организовать что-то онлайн в любящей бумажки Германии вызывала осторожное любопытство, и организаторы не подвели — разослали всем аккредитованным журналистам неправильные пароли от личных кабинетов онлайн-магазина, но почти сразу исправились. Фильм открытия «Петер фон Кант» пострадал от технических сбоев, из студии Европейского кинорынка украли дорогое оборудование, Изабель Юппер, которой должны были вручать почетного «Золотого медведя», не приехала из-за выявленного коронавируса, но в целом шалость удалась. Сравнивать условия Берлинале-2022 нужно не с фестивалями до пандемии, а с Берлинале-2021, который проходил в грустном онлайн-формате. В целом программа в этом году была довольно сильной, и не так много фильмов основного конкурса вызывали сожаление о том, что входной тест не оказался положительным.
«Рабийе Курназ против Джорджа Буша»
Rabiye
Режиссер
Андреас Дрезен
Страна
Германия, Франция
Рабийе Курназ — имя простой турецкой женщины, живущей с семьей в немецком Бремене. Их размеренной жизни приходит конец, когда ее сын Мурат тайно уезжает в Пакистан изучать Коран, чтобы подготовиться к предстоящей свадьбе. Это происходит буквально спустя несколько недель после 9/11, и Мурата, как подходящего под профиль террориста — «мужчина, мусульманин», — без суда и следствия отправляют в печально известную тюрьму в Гуантанамо. Рабийе практически штурмом берет офис лучшего в Германии адвоката, и вместе они начинают бороться за справедливость — правда, она не подозревает, что процесс займет годы и потребует подачи иска против Джорджа Буша.
Сильные стороны фильма — остроумный сценарий Лайлы Стилер и игра известной комикессы и телеведущей Мельтем Каптан — были заслуженно отмечены «Серебряными медведями». Фильм скрупулезно основан на реальной истории: в конце текстом идут печальные факты бездействия и нелегитимных действий турецких, немецких, американских властей, напоминание о том, что перед семьей Курназ даже никто не извинился. Несмотря на это, «Рабийе Курназ…» — крайне жизнерадостный фильм, не без душераздирающих моментов, но вся драма здесь обыграна в сатиру и непосредственный юмор.
«Пассажиры ночи»
Les Passagers de la nuit
Режиссер
Микаэль Херс
Страна
Франция
От французской домохозяйки (Шарлотта Генсбур) уходит муж, на ее попечении остаются двое детей-подростков, но сама она после выпуска из университета (конечно, направление — психология) не работала ни дня — из-за ухода за детьми, проблем со здоровьем, да и просто было незачем. В отчаянии она пишет трогательное письмо ведущей любимой ночной радиопрограммы (Эмманюэль Беар), и та — о чудо! — соглашается взять ее на работу.
«Пассажиры ночи» — во многом духоподъемная сказка в духе «если жизнь дает тебе лимоны, сделай из них лимончелло», но со своими трагичными моментами и без лишней слащавости. Отдельно можно отметить забавный переворот гендерных киностереотипов: здесь у главной героини появляется любовник, о котором мы ничего не знаем, помимо того, что он ее очень любит (а как не любить Шарлотту Генсбур) и готов поддержать в любой трудной ситуации (исторически такую роль в кино для главных-персонажей мужчин играли женщины). Отличный повод полюбоваться Парижем и вдохновиться на то, чтобы стать более открытым этому миру и его возможностям (что, наверное, менее трудно, когда ты в Париже).
«Фильм писательницы»
소설가의 영화
Режиссер
Хон Сан-су
Страна
Южная Корея
Уже третий Берлинале подряд Хон Сан-су получает «Серебряного медведя»: в 2020-м — «Женщина, которая убежала», лучшая режиссерская работа; в 2021-м — «Вступление», лучший сценарий; в 2022-м — «Фильм писательницы», Гран-при жюри. Возможно, он просто оформил подписку на «Медведей», и скоро ему каждый год автоматически будут высылать их на дом. По сюжету известная корейская писательница (Ли Хе-ён) приезжает увидеться с бывшей коллегой в пригород Сеула, а потом в результате череды случайных встреч (в том числе со своей любимой актрисой, сыгранной Ким Мин-хи, какой же фильм Хон Сан-су без нее) решает снять короткометражный фильм по собственной истории — ее давняя мечта. Как ни странно, фильм в итоге снимают, но лучше бы и не.
Можно повторить старую шутку о том, что если вы видели один фильм Хон Сан-су, то вы видели их все, но хуже они от этого не становятся. В черно-белом «Фильме писательницы» нас, как всегда, ждут статичные планы актеров с периодическими плавными наездами камеры, размеренные диалоги с неоднократными повторениями и паузами, юмор, опирающийся на неловкость и реалистичность. А еще это один из по-прежнему немногих фильмов, где не игнорируется существование пандемии — конечно, Хон Сан-су с его любовью к реализму и реалистичности не мог закрыть глаза на то, что уже который год мы распознаем людей только по верхней части лица.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.