Какими будут российские сериалы и кино после ***** «Правду говорить нельзя — более того, она чудовищно травматична»
Текст: Иван Бочаров
Российская индустрия производства кино и сериалов переживает сильнейшие потрясения. Одновременный уход голливудских студий и международная изоляция, падение рекламной выручки и покупательной способности населения, тяжелое моральное состояние в обществе — все эти факторы влияют на текущее и будущее состояние отрасли.
На этом рынке от последствий *пропущенное слово* не выиграет практически никто, а телеканалы, платформы и кино столкнутся с разными сложностями. The Village поговорил с ведущими российскими продюсерами из студий и стриминговых платформ, которые заказывают и производят кино, сериалы и другие проекты, о том, чего ожидать далее. Все они согласились на разговор только на условиях анонимности.
Последствия для телеканалов
Сильнейший удар придется по производству контента для телевидения, сериалов — в первую очередь. Телеканалы больше других зависят от рекламной выручки, которую из-за ухода крупнейших международных рекламодателей и надвигающегося кризиса ждет крупнейшее падение. Рекламная группа Dentsu прогнозирует падение рынка в апреле-мае на 40–60 % по сравнению со значениями прошлого года, в настоящий момент рынок рекламы «фактически замер».
Опрошенные нами продюсеры ждут схожего сокращения бюджетов на производство сериалов, в первую очередь на федеральных телеканалах, называя цифры от 30 % до 50 %. Это крайне приблизительные оценки — эксперты сходятся в том, что прогнозировать ситуацию пока что невозможно.
Никто не говорит «нет, спасибо, до свидания», говорят «давайте подождем»
Продюсер одной из стриминговых платформ говорит, что «телеканалы, анализируя падение рекламы, приходят к выводу, что все, что им будет доступно сейчас, — это возвращение в 90-е и съемка бесконечного дешевого „мыла“ в павильонах, за три копейки. То есть такое понятие, как сериал с качеством кино, оно с телека уйдет вообще. По крайней мере, что касается премьерных показов, а не выкупленных потом прав».
Все, что им будет доступно сейчас, — это возвращение в 90-е и съемка бесконечного дешевого «мыла» в павильонах
Генеральный продюсер студии, производящей сериалы как для телевидения, так и для платформ, соглашается с такой оценкой. «Поскольку с рынка уходят бренды, сокращается реклама. Сокращается реклама — сокращается финансирование уже даже по обговоренным контрактам. Сокращаются и бюджеты, и количество самих проектов. Недавно нам сообщили с одного федерального канала, что вместо трех проектов у нас будет один. Говорят „переносим на следующий год производство“. Если мы раньше на год могли планировать, то сейчас мы планируем не далее трех месяцев».
Впрочем, у разных каналов разные ситуации: у некоторых доля контента, производимого украинскими продакшенами, была существенной. К примеру, это «Пятница», «Домашний» и даже федеральная «Россия-1». Самая заметная потеря «Пятницы» — флагманское шоу «Орел и Решка». Это и другие шоу придется чем-то заменять, и у российских студий все равно будет работа.
Права на зарубежный контент
На данный момент из России ушли Netflix и Megogo, почти все российские сервисы находятся в одинаковой ситуации. Исключение — Amediateka, которая не производит собственный контент и практически полностью зависит от эксклюзивного контракта с HBO. Подтвержденной информации о судьбе этого сотрудничества нет, но некоторые продюсеры ожидают ухода HBO с российского рынка. Сама Amediateka отказалась от комментариев для этого текста.
Остальные платформы пока что сохраняют все существующие каталоги с правами на западные фильмы и сериалы, но большинство новых релизов заморожены. В пресс-службе «Кинопоиска» нам сказали, что «некоторые цифровые релизы — как это случилось с фильмами „Человек-паук: Нет пути домой“, „King’s Man: Начало“, „Аллея кошмаров“ — действительно были перенесены на неопределенный срок. Тем не менее команда лицензирования „Кинопоиска“ на связи со всеми ключевыми партнерами. Строить планы сейчас сложно, но мы стараемся делать всё, чтобы наши подписчики и в будущем имели доступ к самым громким мировым премьерам».
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.