Последний показ «Идеального мужа»: Каким был главный спектакль Константина Богомолова И почему он не мог оставаться на сцене МХТ, но останется в истории театра
МХТ им. Чехова продолжает методично заниматься самоуничтожением: в конце августа неожиданно было объявлено, что из репертуара уберут два главных спектакля Константина Богомолова, которые вышли в 2013 году и до сих пор собирали аншлаги. В сентябре прошел последний показ «Идеального мужа», вскоре после этого будут закрыты и «Карамазовы».
«Идеальный муж» стал одним из самых скандальных и новаторских спектаклей современной России — и выдержал более 150 показов. Автор The Village Иван Бочаров, который был на первом прогоне в 2013-ом, на последнем показе в 2021-ом и еще на шести показах между этим, рассказывает, как спектакль и его создатели менялись на протяжении лет, и почему в нынешней ситуации он и не мог бы оставаться на сцене МХТ.
Премьера на грани фола
В 2013 году всё было по-другому. Константин Богомолов еще не был героем светских хроник. Один из его предыдущих спектаклей — «Турандот» в театре имени Пушкина — отменили после нескольких показов — зрители массово уходили из зала и кричали «позор». Новую постановку — «Идеальный муж» в МХТ — могла ждать та же судьба — режиссер писал о сложностях в своем фейсбуке. Но спектакль выпустили, его не убрали из репертуара, и в итоге он стал главным — по крайней мере, по популярности — спектаклем Константина Богомолова.
«Идеальный муж» — это не постановка по Оскару Уайльду в полном смысле этого слова. Это фантазия Константина Богомолова: монтаж из текстов Уайльда, Чехова, Шекспира, поэзии Веры Полозковой, песни Gangnam Style и чего еще только не. Спектакль начинался с концерта звезды шансона, и зрителей просили подпевать и хлопать блатным песням в течение первых 20 минут. На протяжении почти пяти часов Богомолов высмеивал продажных чиновников, элиту всех видов, артистов МХТ и современную культуру. Одним словом, консервативная публика определяла это как «похабщину». Для 2013-ого и форма, и содержание спектакля были радикальными — по крайней мере для исторической сцены главного драматического театра.
Первый и третий акт спектакля рассказывают историю звезды шансона Лорда и министра резиновых изделий Роберта Тернова. У министра есть жена Гертруда, которая выигрывает все тендеры на производство «резиновой хрени» и получает оргазм только от поступления нефтедолларов на счет. Идиллию рушит появление миссис Чивли, которая шантажирует Роберта с помощью видео, на котором он занимается сексом со своим другом Лордом. Оказывается, что Лорд — бывший киллер Кондратий Могила, который убил Кеннеди, Леннона, Версаче и Лору Палмер, но не смог убить Тернова. Его бывшая возлюбленная Лора, впрочем, выжила — и теперь носит имя миссис Чивли.
Второй акт отклоняется от основной сюжетной линии и рассказывает историю, основанную на «Портрете Дориана Грея» и «Фаусте». Современный Дориан, который напомнил некоторым зрителям Путина, сохраняет вечную молодость, пока его портрет меняется под влиянием власти, денег и разврата. Над сценой возносится распятие — это обнаженная девушка с GoPro, которая транслирует на огромные экраны спуск героев в ад.
Все заканчивается плохо.
Время утраченное и время вечное
Сейчас снятие спектакля выглядит и политическим жестом, и нынешней художественной политикой МХТ. Но на самом деле нет никакой трагедии в том, что он закончился. Несмотря на сохраненную до конца энергетику, на последнем показе «Идеальный муж» выглядел артефактом из другого времени. В пьесе Уайльда содержится указание на время действия — «наши дни». Богомолов воспринял его буквально, но его «нашими днями» был 2013 год.
«Идеальный муж» был наполнен прямыми указаниями на время. Олимпийская форма Bosco, узоры которой были нанесены на тело Дарьи Мороз в качестве татуировок, еще была олимпийской формой. Vogue Cafe не было закрыто, артист МХТ Михаил Пореченков, который появлялся в рекламе майонеза «Ряба» на экранах, еще не стрелял на Донбассе в жилете с надписью «Пресса». Время, выраженное в деталях, давно закончилось.
Но если забыть про детали, «Идеальный муж» и сегодня выглядит постановкой о современной (или вечной) России, в которой не меняется ничего. Несмотря на прошедшую Олимпиаду и Крым, несмотря на политические репрессии и уничтожение СМИ, несмотря ни на что — люди все те же, все так же пьют, все так же воруют. И все так же ходят на спектакли Богомолова.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.