Как сохранить силу духа и продолжать заниматься делом жизни, когда одно неверное слово провоцирует бесконечные расспросы, ставит крест на карьере и в итоге приводит в тюрьму. Кто-то угасает быстро, другие продолжают бороться. Министерство ГДР, созданное по образцу МГБ СССР, следит за реакцией на действия правительства, его девиз — щит и меч партии. Писатель Георг Драйман учится жить по новым правилам.

 

 

— Выпьем за то, что вы бесстрашно взглянули в лицо реальности! За ваш успех!

— Вот пример самонадеянного типа, о котором я всё время говорю курсантам.

— Самонадеян — значит верен системе. Будь все такими, я был бы безработным. Он, пожалуй, единственный наш писатель, который не пишет ничего крамольного, но читаем на Западе. Для него ГДР — лучшая страна в мире.

 

 

— Какой-то известный социалист, уж не помню кто, однажды сказал: драматург — это инженер души. Так вот, Драйман — один из самых выдающихся драматургов нашей страны.
— «Инженер души» — это цитата Сталина.

— Нам это и нравится в ваших пьесах. Человеколюбие, желание перемен. Можете сколько угодно об этом писать, но люди не меняются.

 

 

— В своей следующей жизни я хотел бы быть просто счастливым писателем, который сможет писать что хочет. Что остаётся режиссёру, которому запретили ставить пьесу? Не больше, чем киномеханику без фильма, а мельнику без муки. Не остаётся ничего.

 

— Я чувствую себя ничтожеством.
— Альберт, ты теряешь связь с реальностью. Сам знаешь, как мы тебя ценим. 

—За то, что я сделал 10 лет назад? И, скорее всего, не смог бы сделать сейчас.