Александр Платонов задумался о нехватке лесов и разработал платформу, связывающую добровольца с лесничими, которые сажают деревья. Команда привлекла $450 000 инвестиций от партнёров Bright Capital и Михаила Кокорича.

Также она сумела произвести впечатление на предпринимателей Силиконовой Долины и Альберта Гора. Пользователи сайта уже проспонсировали посадку около 100 000 деревьев. По оценке H&F, выручка проекта за полгода составила около 4,5 млн рублей.

 

Сфера деятельности:

Посадка деревьев, восстановление лесов

дата старта:

Ноябрь 2013 года

 

бюджет на старт:

$500 000

Сайт:

maraquia.com

 

 

Александр ПЛАТОНОВ

СЕО

 

Мария МАКАРОВА

Операционный директор

 

Сергей
КОВАЛЁВ

СТО

 

Александр КИСЕЛЁВ

Директор
по продажам

 

Как всё начиналось

 

Александр Платонов:

Я родился в Туркменистане, потом переехал в Турцию, где сменил два университета. Как-то я пришёл в студенческую столовую и увидел объявление о том, что требуются управленцы в «Кредит Европа Банк» в России. Так я перебрался в Москву, там встретился с будущим партнёром Александром Киселёвым, которого знал ещё в Турции. Я понимал, что не задержусь в банковской среде надолго,  спустя год перешёл в «Зворыкинский проект», которым тогда руководил Дмитрий Кох (он сейчас занимается сервисом «Сердитый гражданин»). Я приглашал в Россию состоявшихся зарубежных предпринимателей — Ричарда Брэнсона, Стива Возняка. В то время я познакомился с будущими сооснователями и начал делать «Маракуйю». Наш операционный директор Мария Макарова пришла из «Росмолодёжи» — она там занималась международной сменой, привозила молодых иностранцев в Россию. Сергей Ковалев трудился над «Зворыкинским проектом».

Есть около десяти глобальных проблем человечества, которые нужно решить, если мы хотим жить ещё какое-то время. Если вопрос экологии не решится, другие планы, связанные с выходом за пределы космоса и освоением ближайших планет Солнечной системы, не будут реализованы. Тему я стал изучать сам, когда узнал о ней на занятиях по корпоративному управлению. Там я познакомился с концепцией устойчивого развития и стал думать, где его можно применить. Суть концепции в том, что рост компании не должен наносить вреда той среде, в которой она находится. Это не обязательно связано с экологией — если говорить, например, о заводе, речь пойдёт об организациях вокруг него, которые что-то ему поставляют. Если с заводом что-то случится, у них тоже будут неприятности. Концепция в том, что компания должна находиться в гармонии с окружающей средой.

Сергей Ковалёв:

Я учился в МГТУ им. Баумана и на последнем курсе занялся сайтами — это было прикольно и можно было совмещать с учёбой. В какой-то момент оказалось, что у нас с партнёром уже много клиентов, и в 2006 году мы открыли свою вебстудию KR.  В 2008 году мы с Дмитрием Кохом придумали на «Селигере» идею об онлайн-системе по сбору разных инновационных проектов. Над нами поржали, но мы всё же занялись этим и в 2009 году запустили «Зворыкинский проект», который стал успешно развиваться. В конце 2010 года я оттуда ушёл, и на тот момент там было зарегистрировано около 35 000 людей — в основном безумцев с идеями о вечном двигателе. Дальше я около года занимался коммерческой деятельностью, а потом пришло предложение от Александра работать над «Маракуйей».

 

Идея

Александр Платонов:

Сегодня мы можем произвести что угодно и почти в неограниченном количестве. Уже есть экологические компании, например, организации по сбору и разделению мусора, но нас больше волновала проблема восстановления источника, который даёт ресурсы. Мы поняли, что самое классное, над чем сейчас можно работать, — это деревья. Они производят кислород и являются местом обитания животных. Лес — это океан, только на суше. Если его вырубить, будут умирать животные, и тогда это приведет к глобальной катастрофе. 

Человек заходит на наш сайт и смотрит на карту. Там красными точками отмечены места, где нужно сажать деревья, а зелёными — где они уже посажены. Он нажимает на красную точку, выбирает количество деревьев (по десять штук) и оформляет покупку. Если кликнуть на зелёную точку, появится профиль человека, который помог восстановлению леса. У добровольца нет никаких прав на дерево и участок. Они остаются собственностью национального парка, но мы выписываем свой сертификат с указанием GPS-координатов участка. Человек имеет право прийти в лесничество и сказать, что он помог восстановить лес — лесничий пожмёт ему руку и покажет деревья.

 

 

 

 

 

 

Наша миссия — сохранить леса. Мы хотим показать,
что проблема экологии решаема и на ней можно зарабатывать

 

 

 

 

 

 

 

Весь проект посвящён территориям, с которыми что-то произошло — например, пожар или повреждение деревьев короедом. Посадка дерева — это не просто втыкание саженца в землю. Сначала лес нужно очистить: вырубить деревья, распилить их, вспахать землю, а потом уже купить саженец, посадить и ухаживать за ним пять лет. Самые дешёвые деревья у нас стоят по 25 рублей, самые дорогие – около 2 000 рублей. 

 

Развитие

Первое, что мы сделали, — запустили мобильное приложение для лесничих. Уже спустя месяц Маша стала ездить по лесам и регистрировать территории. Чтобы перенести картинки территорий на сайт, мы покупали спутниковые снимки на разных системах и накладывали их на сайт. У нас есть свой квадрокоптер, с которым мы летаем и фотографируем территории.

Когда мы сделали приложение, стали регистрироваться и национальные парки США — в частности, Секвойя и Кайахога-Валли. Есть лесничества в Африке, но самая большая гордость для нас — это Канада, потому что она №1 в лесной индустрии. Сейчас через нашу платформу посажено порядка 100 000 деревьев — это примерно 33 гектара леса.

Мария Макарова:

Я стала звонить в национальные парки, рассказывать об идее, а потом ездила по всей России и знакомила лесничих с приложением. Лесничими мы обычно называем тех, кто отвечает за погибшие территории. В основном это директора национальных парков или муниципальных лесов. Часто они имеют учёную степень, разбираются в приложениях, дронах, GPS — в общем, образованные и интересные люди, у них у всех есть свои задачи в жизни. Одни выводят зубров из Красной книги, другие восстанавливают природный ландшафт, многие борются с браконьерами. Например, последний директор  «Орловского полесья» изобрёл бесконтактный ошейник для зубров. Всего мы объездили 30 парков.

Александр Платонов:

Когда мы сделали первую версию платформы, то поехали в Силиконовую долину и нас приняли приняли в венчурной фирме Kleiner Perkins Caufield & Byers. Знаменательной была встреча с Джоном Дорром в 2013 году. Он послушал нас и сказал: «Ребята, мне надо на встречу, но у меня тут есть друг Эл, ему надо это показать». Мы немного расстроились, а потом зашёл человек, и мы поняли, что это Альберт Гор — бывший вице-президент США, обладатель Нобелевской премии мира, а сейчас он входит в совет директоров Apple. Мы около часа рассказывали всё с самого начала, ему это понравилось. Забавно, что перед приездом в Долину мне сказали, что максимум времени, которое у меня есть, — это 15 минут и что приехать я могу только один. 

Я взял с собой всех сооснователей и знал, что мы понравимся. В фонде с нами поделились контактами, и мы стали ездить по разным компаниям. Уже на следующий день нас встретили в кампусе Facebook. Оказалось, компания хочет интегрировать в соцсеть инструмент, который позволит людям заниматься благотворительностью. Потом встретились с главой NASCAR, они рассказали о желании иметь решение, которое позволит напрямую помогать лесничим. 

 

 

Деньги

Первые деньги — наши личные сбережения, около $500 000 от четверых сооснователей. В 2012 году мы получили инвестиции от партнёров Bright Capital Бориса Рябова и Михаила Чучкевича и от владельца группы компаний «Даурия» Михаила Кокорича — они вложили в общей сложности $450 000. Как только мы получили деньги, сразу полетели изучать территории. Мы поставили комиссию в 15% от пожертвований, чтобы начать зарабатывать. От частных лиц появлялись заказы даже на 85 000 рублей. Денег на маркетинг у нас не было, но о нас писали СМИ. В итоге люди стали «сажать» по 1000–2000 деревьев. За год мы выросли в шесть раз.

 

Партнёрства

Александр Киселёв:

Сначала было трудно объяснить компаниям, что такое «посадить лес». В России это не принято. Проще было говорить с международными компаниями, у которых есть подобный опыт. Нам удалось подключить BMW, Cisco, Alcoa — они «сажали» деревья на разных территориях. С BMW был первый случай в истории «Маракуйи», когда лесничий сам завёл участок, компания увидела его на карте и оплатила посадку, то есть всё произошло дистанционно. Крупным компаниям выгодно заниматься экологией: ежегодно они пишут отчёт о корпоративной социальной ответственности, где рассказывают о том, как помогают обществу. Одному блоку, например, «Лесовосстановление» уделяется 5-6 страниц.

Сейчас мы ведём переговоры об акциях, когда компания будет каждому покупателю, например, машины дарить 10 или 100 деревьев, а люди потом будут рассказывать об этом в соцсетях. На экономическом форуме Alcoa подарила сертификаты своим партнёрам на определённое количество деревьев. Ещё мы сотрудничали с «Групоном» — разбили один участок на несколько, чтобы отдать их в качестве купонов. Оттуда нам пришли пожертвования от 200 человек.

Сергей Ковалёв:

«Слон» писал о сделке с провайдером геоданных CloudEO, но на самом деле её не было. Мы с ними долго разговаривали, но они оказались не очень подготовленными. Нам нужна была конкретная услуга — автоматическая система получения спутниковых снимков. Я задавал конкретные вопросы, но они долго откладывали, а потом оказалось, что они находятся только на стадии запуска. В итоге мы договорились с американской компанией MapBox. Их карты стоят в Foursquare и во «ВКонтакте».

 

Планы

Александр Платонов:

Мы хотим закрепиться в России и выйти на самоокупаемость, а пока ведём переговоры и поднимаем новый раунд инвестиций. Мы собираемся завоевать 80% рынка в течение 3-5 лет и хотим, чтобы слово «Маракуйя» ассоциировалось с посадкой леса во всём мире. Мы хотим показать, что проблема экологии решаема и на ней можно зарабатывать. Это должно взорвать рынок. Если мы покажем, что «Маракуйя» прибыльна, другим будет проще поднимать деньги на такие проекты.

 

Фотографии: Алёна Лозовская

Текст: Алина Толмачева