Андрей Баев (Bookmate): «Люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума»
Книжный сервис Bookmate в этом году празднует десятилетие. Сейчас у него 300 тысяч пользователей, лишь 35 % которых живут в России. Сервисом активно пользуются в Скандинавии, Латинской Америке и других странах. Помимо электронных книг, на Bookmate есть аудиоконтент. Компания привлекает к записи известных актеров и музыкантов. Кроме того, она вложилась в издательства Popcorn Books и Individuum, которые выпускают и бумажные книги, а недавно запустила приложение Everybook с электронными версиями книжных новинок. Мы поговорили с директором сервиса Андреем Баевым о том, как развивается книжный рынок, насколько горожане привыкли к электронным книгам и почему в пандемию компания только растет.
Что читают и слушают
— Как изменились предпочтения читателей в последнее время?
— В последние года три очень активно читают нон-фикшен. В этом году тенденция стала еще заметнее: люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума.
— Они предпочитают нон-фикшен, а не фантастику?
— Все читают, но нон-фикшен — самый популярный жанр, он составляет процентов 35–40 прочтений. Читают понятные вещи: экономиста Нассима Талеба, специалиста по личностному росту Марка Мэнсона. В последний год все популярнее книги категории young adult, которые в том числе делает наше издательство Popcorn Books. Как и пять-семь лет назад, люди читают много классики. Притом что раньше была доступна практически только она, а сейчас каталог значительно увеличился.
— Сколько у вас сейчас пользователей?
— Bookmate сегодня — это 300 тысяч пользователей, из которых около 35 % из России. Самый большой рынок для нас — Скандинавия и в пользователях, и в обороте, подписка стоит в среднем в четыре раза дороже, чем в России. Мы несколько лет развиваемся в Латинской Америке, где у нас есть офис. Мы видим, что видео и музыкальные сервисы имеют большую популярность, а вот лидера в книгах пока нет. Мы также работаем в Европе и Юго-Восточной Азии.
— Почему в Скандинавии с чтением так хорошо?
— Может, это связано с образом жизни, не зря мы так много слышим о хюгге в последнее время. В отличие от других стран скандинавы очень много слушают аудиокниги.
— Вы как раз активно развиваете направление аудиокниг. Почему оно интересно?
— Аудиосегмент очень активно развивается в последние три года. Когда мы начинали делать Bookmate, такого понятия, как права на электронные, а тем более аудиокниги, практически не существовало. Каталоги даже крупных издательств были до 200 наименований. Bookmate был просто читалкой. К 2015 году ситуация стала налаживаться, издатели поняли, что диджитал — это будущее. Но с электронными книгами все проще: для их изготовления нужна только верстка. С аудио сложнее — кроме прав и текста, есть расходы на продюсирование, студии, актеров, сведение. Это достаточно дорогой и трудоемкий процесс. На сегодня весь каталог аудиокниг на русском — это около 8 тысяч наименований без повторов (книги из public domain, записанные разными студиями). Люди хотят слушать, когда они едут в машине и занимаются чем-то еще. Но слушать им особо нечего.
Но в этой проблеме есть возможность. Мы внимательно наблюдаем за развитием других контентных вертикалей. В музыке все пришло к практически одинаковым приложениям, а главным отличием по факту стали рекомендательные алгоритмы. В видео все лучше — стриминговые сервисы пошли по иной модели развития, инвестируют в собственный контент. Нам близка эта идея. Мы тестируем ее с 2017 года, когда стали партнерами издательства Individuum, и видим положительные результаты. Individuum расширился, появилось издательство Popcorn Books, на очереди издательство с фикшен-литературой. Параллельно с издательствами мы инвестируем в Bookmate Originals — это контент практически любого формата: от образовательных историй до лонгридов The New York Times.
Мы верим в то, что контент — это главный драйвер роста, и будем продолжать делать отличный контент. В дополнение к электронным книгам мы начали производить аудиоформат, и в ближайшее время стоит ожидать много новинок. В сентябре мы запустили приложение Everybook. Это новая модель, которую мы придумали два года назад — пользователь может выбрать между покупкой книги и доступом на несколько недель с большой скидкой. Первые цифры впечатляющие, будем продолжать развивать этот проект.
— Правильно я понимаю, что вы покупаете права на книгу и издаете ее в бумажном, электронном и аудиоформате?
— Да, мы стараемся забирать все права сразу — нам рано или поздно это все пригодится. Мы уже издаем бумажные и электронные версии, сейчас приступаем к аудио — в ближайшее время запишем 300 собственных наименований. На нашем рынке это заметная величина. В этом есть большой синергетический эффект, потому что аудиокниги привлекут новых подписчиков на Bookmate. Мы понимаем примерный спрос на них и стараемся делать их за разумный бюджет и в максимально хорошем качестве.
— Вы работаете только с актерами или используете технологии text-to-speech?
— Мы несколько раз пробовали записывать книги с помощью голосовых технологий. Пока качество оставляет желать лучшего. Мы записали книгу очень достойного качества с одним из сервисов, но пока все равно не покидает ощущение, что навигатор читает книгу.
— Вы привлекаете к записи аудиокниг известных людей: актрис Варвару Шмыкову, Ингеборгу Дапкунайте, Анну Чиповскую, фемактивистку Нику Водвуд и других. Зачем это нужно?
— При работе с профессиональными актерами нам важно качество. Если книгу читает Сергей Чонишвили или Александр Клюквин, ты понимаешь, что это будет аудиокнига хорошего качества. Узнаваемый голос всегда помогает маркетингу. При этом мы любим экспериментировать — недавно на Bookmate вышла аудиокнига Эдуарда Лимонова, которая была записана людьми, знакомыми автору. Сейчас мы записываем книгу с Ильей Лагутенко — уверен, это будет хит.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.