Как заработать на инфографике Потеряв работу, Юлия Елупова решила начать бизнес на инфографике. За два года ей удалось получить несколько крупных заказов
Сценарист Юлия Елупова несколько лет работала на телевидении, но потом потеряла работу и решила начать бизнес — создать студию инфографики. Её ролики помогают компаниям привлекать клиентов за счёт наглядной подачи информации. За два года к ней обратились несколько крупных заказчиков, в числе их — соцсеть «Одноклассники». При нулевых вложениях на старте месячный оборот «Инфографики» доходит до миллиона рублей. The Village узнал, как удалось этого добиться.
«Инфографика»
Cтудия видеоинфографики
Бюджет на старт: 0 рублей
оборот в месяц: 600 000–1 000 000 рублей
Дата создания: 2012 год
Юлия Елупова
основатель студии «Инфографика»
Как всё начиналось
Почти пять лет я работала на телевидении — начала, когда училась на втором курсе факультета журналистики МГУ. Два последних года я занималась документальным кино, а также делала большие репортажи. Последним моим местом работы был телеканал СТС, научно-познавательная программа «Инфомания». В каждом выпуске у нас был блок с инфографикой. Так я впервые познакомилась с этим жанром.
Потом в том же продакшене были коммерческие работы с инфографикой — мне нравилась такая подача информации. С помощью определённых образов ты можешь подобрать точное визуальное оформление тому, о чём говоришь за кадром. Кроме того, блок с инфографикой выделялся среди прочих и привлекал внимание аудитории, что отражалось даже на рейтингах. В итоге получилось так, что инфографику в продакшене мы стали использовать практически везде, хотя изначально я пришла туда снимать документальное кино.
К тому моменту, как я закончила учиться и надо было выселиться из общежития, меня уволили из этого продакшена. У меня не было ни работы, ни жилья, и я нашла подработку на съёмках документального фильма для ТНТ.
Это был фильм-эксперимент про начинающих бизнесменов, в котором принимало участие пятеро героев и два тренера. Меня назначили автором этого фильма, и я должна была присутствовать на съёмках. Наблюдая за происходящим, я и сама начала задумываться о том, чтобы попробовать что-то своё, тем более что у меня постоянно были халтуры: я делала сюжеты и ролики для знакомых.
Подбор персонала —
это колоссальный труд.
Я сперва наделала
кучу ошибок
Я стала задавать вопросы снимавшимся у нас бизнес–тренерам, можно ли сделать бизнес на производстве видео, рассказала им про инфографику. В какой-то момент они сказали, что инфографика — это тренд, который набирает обороты. Руководитель проекта, заметив, что я задаю слишком много вопросов и интересуюсь открытием собственного бизнеса, отстранил меня от проекта. За месяц работы мне ничего не заплатили и заявили, мол, раз ты так интересуешься бизнесом, то и уходи в бизнес. Мне ничего не оставалось, как последовать этому ироничному совету, тем более что слова тренеров меня подбодрили.
Первые заказы
Я начала предлагать свои услуги, пользуясь уже наработанными контактами. Я могла выступать и в качестве организатора проекта, и в качестве сценариста. На телевидении написание сценариев составляло 50 % моей работы, это я делала действительно хорошо.
У меня появлялся проект, на него нужен был оператор — я звала своих знакомых, с которыми мы где-то когда-то работали. Когда надо было сделать графический ролик, звонила друзьям, занимавшимся графикой. Проекты находила через знакомых и сайты для фрилансеров, просила меня кому-то посоветовать, даже пыталась сама звонить и продавать свои услуги, но так у меня совсем не получалось. За полмесяца я заработала свою зарплату на предыдущем месте работы. В итоге я поняла, что это то, чем мне нравится заниматься. День рождения студии мы празднуем 2 августа — в этот день было зарегистрировано моё юрлицо.
Сначала я не чувствовала, что у меня компания. По факту я сидела дома, писала сценарии, искала заказчиков, разруливала проблемы, но это был хаотичный процесс, не системная работа. В какой-то момент нас пригласили на подряд на Kontr.tv. Необходимо было организовать работу в офисе. У меня не было другого выхода, как собрать тех людей, с которыми я работала на удалёнке, в одном месте. Изначально нас было четверо. Пока работали с Kontr.tv, параллельно выполняли заказы, которые приходили нам с сайта и контекстной рекламы. Я тогда часто выступала с лекциями про инфографику и так привлекала новых клиентов. Потом активировалось сарафанное радио. Например, по знакомству с моих журналистских времён к нам пришли «Одноклассники».
Команда
Сегодня у нас в штате семь человек. В штате у нас дизайнеры и менеджеры, а на аутсорсинге — дикторы, сценаристы, звукорежиссёры. Каждого нового человека мы ищем по два-три месяца, потому что рынок моушен-дизайнеров очень узкий. Там много людей, называющих себя профессионалами, но реально хорошо делают работу единицы. Научиться базовым вещам просто, но необходимо понимать, как визуализировать информацию, иметь вкус — кто-то элементарно не понимает, как подбирать палитру цветов или что нельзя постоянно делать ролики из клипарта. Мы в своей работе вообще не используем шаблонов. Также важно уметь рисовать персонажей. Кроме моушен-программ, надо знать Illustrator и Photoshop. Собрать все эти качества в одном человеке не так просто, как кажется.
Подбор персонала — это колоссальный труд. Я сперва наделала кучу ошибок. Брала не тех людей: смотрела на опыт и резюме, верила обещаниям, а в итоге натыкалась на недобросовестную работу. С такими приходилось расставаться. Почти все, кто у меня работает, не имеют профильного образования. Есть у нас инженер и специалист по вентиляционным системам, есть философы — все они сами получили навыки, самостоятельно осваивали программы и смотрели видеоуроки в интернете.
Отношения у нас дружеские. У нас компания семейного типа — офис сделан так, чтобы всем было максимально комфортно и удобно. Я сама не люблю работать в огромном коллективе и не хочу построить очень большую компанию.
Деньги
Вложений не было никаких, а деньги моя работа стала приносить сразу. Сначала небольшие — в первый месяц я заработала около 80 000 рублей, учитывая зарплату дизайнеров. Для меня это было очень круто. До этого за месяц в штате я зарабатывала меньше.
Сейчас у нас оборот от 600 тысяч до 1 миллиона рублей в месяц, одновременно выполняем по семь-десять проектов. Однажды к нам пришёл рижский университет, который планировал открытие дистанционного отделения: им было необходимо найти клиентов, и они хотели сделать вирусный ролик. Мы сделали его, и спустя полтора года его всё ещё смотрят. Университет вложил около 7 тысяч долларов, а отдача была раз в семь больше.
Цена за минуту зависит от проекта, но в основном есть три типа графики: классическая — 90 тысяч за минуту, инфографика с элементами мультипликации — 120 тысяч рублей, а персонажная инфографика будет стоить 150 тысяч рублей. Средняя длина заказываемых у нас роликов — 1,5 минуты.
Конкуренты
Наш серьёзный конкурент — «Меркатор», но они больше работают с телеканалами, например с «Россией 1», «Россией 2», «Россией 24». Мы для СМИ практически не работаем: последний раз делали инфографику для «Ведомостей», и то она была рекламной. Иногда, конечно, и «Меркатор» делает рекламные проекты, но у них клиенты другие, например Сбербанк, а это совсем другие бюджеты. Там большие деньги, да и подход другой. Ещё один наш конкурент — Студия трейлеров. Они делают отличные ролики.
На нашем рынке появляется огромное количество людей, которые называют себя студиями. Если в поиске написать «инфографика», в контекстной рекламе выпадет около 20 объявлений. Когда я начинала, их было около трёх. В большинстве случаев это студии одного дизайнера. Такие компании существуют за счёт серьёзного демпинга. Я не против этого, но я уверена, что каждый должен заниматься своим делом. Если дизайнер сам и принимает заказы, и обрабатывает их, и пишет сам сценарий, то результат будет так себе. Финальнй ролик может выглядеть так, словно сделан полноценной студией, но с точки зрения маркетинга реклама не сработает. Это только кажется, что написать сценарий для рекламного и презентационного ролика легче лёгкого.
Работа с клиентами
Наши ролики нацелены на наиболее лёгкое восприятие зрителем и скорую покупку. В основном мы работаем с B2B-сектором. Компаниям необходимо презентовать себя перед партнёрами так, чтобы первое знакомство было эффективным и потенциальный заказчик сделал выбор в их пользу. У менеджеров всегда разные презентации и разное настроение — работает человеческий фактор. А тут продукт упакован в один ролик — каждый раз происходит идеальное знакомство, идеальная презентация.
У нас 25 % клиентов постоянные, в том числе «Одноклассники». Крупных клиентов привлекали через связи и сарафанное радио. Постоянный подрядчик Ростелекома заказал у нас 3D-графику, потому что уже знал нас по другим проектам.
Интерактивная
инфографика сейчас очень востребована
Я каждую неделю отправляю письмо нашим подписчикам — это неформальная рассылка, мы не призываем к покупке, а рассказываем о жизни офиса, о том, кто у нас заводит собак, кто худеет, кто научился парковаться. Это такой способ напоминать о себе. И это работает. Людям надоело получать письма со словами «Акция» и «Распродажа», а мы ни к чему не призываем. В последнем письме мы рассказали о нашем необычном кейсе — к нам пришла девушка, которая захотела ролик для своей свадьбы. Мы сделали мультфильм на 1,5 минуты: инфографику про их отношения с будущим мужем — 49 месяцев любви, 80 месяцев дружбы, столько-то совместных ужинов.
Планы
В планах на будущее у нас улучшать качество роликов не только с визуальной точки зрения, но и с маркетинговой. Если сравнивать наши первые ролики с нынешними, то уже видна разница: изначально подход был более телевизионным, а теперь мы больше делаем упор на то, чтобы, посмотрев наш ролик, пользователь сделал покупку. Планируем больше внимания уделить интерактивной инфографике, она сейчас очень востребованна.
Потихоньку происходит так, что у нас появляются заказчики из ближнего зарубежья, начиная с Казахстана, Грузии, Латвии, Польши, но глобального плана выйти на иностранные рынки у нас нет. На российском рынке у нас ещё много работы.
Фотографии: Семен Кац
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.