Сценарист Юлия Елупова несколько лет работала на телевидении, но потом потеряла работу и решила начать бизнес — создать студию инфографики. Её ролики помогают компаниям привлекать клиентов за счёт наглядной подачи информации. За два года к ней обратились несколько крупных заказчиков, в числе их — соцсеть «Одноклассники». При нулевых вложениях на старте месячный оборот «Инфографики» доходит до миллиона рублей. The Village узнал, как удалось этого добиться.

«Инфографика»

Cтудия видеоинфографики

Бюджет на старт: 0 рублей

оборот в месяц: 600 000–1 000 000 рублей

Дата создания: 2012 год

infografika.in

 

 

Юлия Елупова
основатель студии «Инфографика»

 Как всё начиналось

Почти пять лет я работала на телевидении — начала, когда училась на втором курсе факультета журналистики МГУ. Два последних года я занималась документальным кино, а также делала большие репортажи. Последним моим местом работы был телеканал СТС, научно-познавательная программа «Инфомания». В каждом выпуске у нас был блок с инфографикой. Так я впервые познакомилась с этим жанром.

Потом в том же продакшене были коммерческие работы с инфографикой — мне нравилась такая подача информации. С помощью определённых образов ты можешь подобрать точное визуальное оформление тому, о чём говоришь за кадром. Кроме того, блок с инфографикой выделялся среди прочих и привлекал внимание аудитории, что отражалось даже на рейтингах. В итоге получилось так, что инфографику в продакшене мы стали использовать практически везде, хотя изначально я пришла туда снимать документальное кино.

К тому моменту, как я закончила учиться и надо было выселиться из общежития, меня уволили из этого продакшена. У меня не было ни работы, ни жилья, и я нашла подработку на съёмках документального фильма для ТНТ.

 

 

Это был фильм-эксперимент про начинающих бизнесменов, в котором принимало участие пятеро героев и два тренера. Меня назначили автором этого фильма, и я должна была присутствовать на съёмках. Наблюдая за происходящим, я и сама начала задумываться о том, чтобы попробовать что-то своё, тем более что у меня постоянно были халтуры: я делала сюжеты и ролики для знакомых.

Подбор персонала —
это колоссальный труд.
Я сперва наделала
кучу ошибок

 

Я стала задавать вопросы снимавшимся у нас бизнес–тренерам, можно ли сделать бизнес на производстве видео, рассказала им про инфографику. В какой-то момент они сказали, что инфографика — это тренд, который набирает обороты. Руководитель проекта, заметив, что я задаю слишком много вопросов и интересуюсь открытием собственного бизнеса, отстранил меня от проекта. За месяц работы мне ничего не заплатили и заявили, мол, раз ты так интересуешься бизнесом, то и уходи в бизнес. Мне ничего не оставалось, как последовать этому ироничному совету, тем более что слова тренеров меня подбодрили.

 

Первые заказы

Я начала предлагать свои услуги, пользуясь уже наработанными контактами. Я могла выступать и в качестве организатора проекта, и в качестве сценариста. На телевидении написание сценариев составляло 50 % моей работы, это я делала действительно хорошо.

У меня появлялся проект, на него нужен был оператор — я звала своих знакомых, с которыми мы где-то когда-то работали. Когда надо было сделать графический ролик, звонила друзьям, занимавшимся графикой. Проекты находила через знакомых и сайты для фрилансеров, просила меня кому-то посоветовать, даже пыталась сама звонить и продавать свои услуги, но так у меня совсем не получалось. За полмесяца я заработала свою зарплату на предыдущем месте работы. В итоге я поняла, что это то, чем мне нравится заниматься. День рождения студии мы празднуем 2 августа — в этот день было зарегистрировано моё юрлицо.

 

 

Сначала я не чувствовала, что у меня компания. По факту я сидела дома, писала сценарии, искала заказчиков, разруливала проблемы, но это был хаотичный процесс, не системная работа. В какой-то момент нас пригласили на подряд на Kontr.tv. Необходимо было организовать работу в офисе. У меня не было другого выхода, как собрать тех людей, с которыми я работала на удалёнке, в одном месте. Изначально нас было четверо. Пока работали с Kontr.tv, параллельно выполняли заказы, которые приходили нам с сайта и контекстной рекламы. Я тогда часто выступала с лекциями про инфографику и так привлекала новых клиентов. Потом активировалось сарафанное радио. Например, по знакомству с моих журналистских времён к нам пришли «Одноклассники».

 

Команда

Сегодня у нас в штате семь человек. В штате у нас дизайнеры и менеджеры, а на аутсорсинге — дикторы, сценаристы, звукорежиссёры. Каждого нового человека мы ищем по два-три месяца, потому что рынок моушен-дизайнеров очень узкий. Там много людей, называющих себя профессионалами, но реально хорошо делают работу единицы. Научиться базовым вещам просто, но необходимо понимать, как визуализировать информацию, иметь вкус — кто-то элементарно не понимает, как подбирать палитру цветов или что нельзя постоянно делать ролики из клипарта. Мы в своей работе вообще не используем шаблонов. Также важно уметь рисовать персонажей. Кроме моушен-программ, надо знать Illustrator и Photoshop. Собрать все эти качества в одном человеке не так просто, как кажется.

Подбор персонала — это колоссальный труд. Я сперва наделала кучу ошибок. Брала не тех людей: смотрела на опыт и резюме, верила обещаниям, а в итоге натыкалась на недобросовестную работу. С такими приходилось расставаться. Почти все, кто у меня работает, не имеют профильного образования. Есть у нас инженер и специалист по вентиляционным системам, есть философы — все они сами получили навыки, самостоятельно осваивали программы и смотрели видеоуроки в интернете.

Отношения у нас дружеские. У нас компания семейного типа — офис сделан так, чтобы всем было максимально комфортно и удобно. Я сама не люблю работать в огромном коллективе и не хочу построить очень большую компанию.

 

Деньги

Вложений не было никаких, а деньги моя работа стала приносить сразу. Сначала небольшие — в первый месяц я заработала около 80 000 рублей, учитывая зарплату дизайнеров. Для меня это было очень круто. До этого за месяц в штате я зарабатывала меньше.

Сейчас у нас оборот от 600 тысяч до 1 миллиона рублей в месяц, одновременно выполняем по семь-десять проектов. Однажды к нам пришёл рижский университет, который планировал открытие дистанционного отделения: им было необходимо найти клиентов, и они хотели сделать вирусный ролик. Мы сделали его, и спустя полтора года его всё ещё смотрят. Университет вложил около 7 тысяч долларов, а отдача была раз в семь больше.

Цена за минуту зависит от проекта, но в основном есть три типа графики: классическая — 90 тысяч за минуту, инфографика с элементами мультипликации — 120 тысяч рублей, а персонажная инфографика будет стоить 150 тысяч рублей. Средняя длина заказываемых у нас роликов — 1,5 минуты.

 

 

Конкуренты

Наш серьёзный конкурент — «Меркатор», но они больше работают с телеканалами, например с «Россией 1», «Россией 2», «Россией 24». Мы для СМИ практически не работаем: последний раз делали инфографику для «Ведомостей», и то она была рекламной. Иногда, конечно, и «Меркатор» делает рекламные проекты, но у них клиенты другие, например Сбербанк, а это совсем другие бюджеты. Там большие деньги, да и подход другой. Ещё один наш конкурент — Студия трейлеров. Они делают отличные ролики.

На нашем рынке появляется огромное количество людей, которые называют себя студиями. Если в поиске написать «инфографика», в контекстной рекламе выпадет около 20 объявлений. Когда я начинала, их было около трёх. В большинстве случаев это студии одного дизайнера. Такие компании существуют за счёт серьёзного демпинга. Я не против этого, но я уверена, что каждый должен заниматься своим делом. Если дизайнер сам и принимает заказы, и обрабатывает их, и пишет сам сценарий, то результат будет так себе. Финальнй ролик может выглядеть так, словно сделан полноценной студией, но с точки зрения маркетинга реклама не сработает. Это только кажется, что написать сценарий для рекламного и презентационного ролика легче лёгкого.

 

Работа с клиентами

Наши ролики нацелены на наиболее лёгкое восприятие зрителем и скорую покупку. В основном мы работаем с B2B-сектором. Компаниям необходимо презентовать себя перед партнёрами так, чтобы первое знакомство было эффективным и потенциальный заказчик сделал выбор в их пользу. У менеджеров всегда разные презентации и разное настроение — работает человеческий фактор. А тут продукт упакован в один ролик — каждый раз происходит идеальное знакомство, идеальная презентация.

 

 

У нас 25 % клиентов постоянные, в том числе «Одноклассники». Крупных клиентов привлекали через связи и сарафанное радио. Постоянный подрядчик Ростелекома заказал у нас 3D-графику, потому что уже знал нас по другим проектам.

Интерактивная
инфографика сейчас очень востребована

 

Я каждую неделю отправляю письмо нашим подписчикам — это неформальная рассылка, мы не призываем к покупке, а рассказываем о жизни офиса, о том, кто у нас заводит собак, кто худеет, кто научился парковаться. Это такой способ напоминать о себе. И это работает. Людям надоело получать письма со словами «Акция» и «Распродажа», а мы ни к чему не призываем. В последнем письме мы рассказали о нашем необычном кейсе — к нам пришла девушка, которая захотела ролик для своей свадьбы. Мы сделали мультфильм на 1,5 минуты: инфографику про их отношения с будущим мужем — 49 месяцев любви, 80 месяцев дружбы, столько-то совместных ужинов.

 

Планы

В планах на будущее у нас улучшать качество роликов не только с визуальной точки зрения, но и с маркетинговой. Если сравнивать наши первые ролики с нынешними, то уже видна разница: изначально подход был более телевизионным, а теперь мы больше делаем упор на то, чтобы, посмотрев наш ролик, пользователь сделал покупку. Планируем больше внимания уделить интерактивной инфографике, она сейчас очень востребованна. 

Потихоньку происходит так, что у нас появляются заказчики из ближнего зарубежья, начиная с Казахстана, Грузии, Латвии, Польши, но глобального плана выйти на иностранные рынки у нас нет. На российском рынке у нас ещё много работы.

 

 Фотографии: Семен Кац