Как украинские диджеи делают контрольные браслеты для клубов Андрей Бычковский и Максим Янкович заметили, что на их вечеринках много безбилетников, и решили с ними бороться, открыв производство браслетов
Андрей Бычковский и Максим Янкович вместе устраивали вечеринки.
Со временем они заметили, что людей в клубе гораздо больше, чем купленных ими билетов. Диджеи стали думать, как справиться с нечестными кассирами, и нашли контрольные браслеты, которые выделяют в толпе заплативших за вход. Сначала браслеты закупали в США, а когда бизнес пошёл в гору, открыли своё производство. Теперь у компании есть филиалы в Ростове-на-Дону и Варшаве, готовится к запуску фабрика в Китае. The Village узнал, как двум диджеям это удалось.
«Ленточка»
производство контрольных браслетов
ДАТА СТАРТА: 2007 год
НАЧАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: 350 тысяч долларов
Всё под контролем
АНДРЕЙ: С Максимом мы познакомились на одной из вечеринок в Житомире, которую организовал я. Через пару лет стали работать вместе: под псевдонимами DJ Файбер и DJ Комодо (Максим) выступали диджеями на сценах Украины и других стран. Я был электронным музыкантом, а Максим — живым. После стали самостоятельно организовывать вечеринки. Поняли, что так можно зарабатывать деньги, при этом совместив хобби с хорошим доходом.
МАКСИМ: Мы старались расширить сферу деятельности, поэтому постепенно стали появляться дополнительные проекты: школа диджеев, аренда музыкального оборудования, интернет-магазин виниловых пластинок. Но самая большая часть дохода приходилась на организацию вечеринок. Часто мы арендовали под мероприятия разные площадки и клубы. И стали замечать, что нас обманывают: на вечеринку пришло 500 человек, а продано всего лишь 300 билетов. Но как определить тех 200 посетителей, которых провели «мимо кассы»? И нашли решение в виде контрольного браслета. Его закрепляют на руке каждого оплатившего вход, а тех, кого пропустил нечистый на руку кассир, было видно сразу. Контрольные браслеты придумали не мы, но у кого подсмотрели эту идею, сейчас уже и не помним. Такие производят в США, Индии и Китае.
АНДРЕЙ: Поставщиков из США нашли через интернет. Закупили такие браслеты и начали использовать их у себя на мероприятиях. Чуть позже к нам стали обращаться друзья с просьбой привезти браслеты и им. Так с помощью сарафанного радио бизнес стал расти. Первые партии были смешными: 20–50 тысяч штук. Потом появился сайт, который привлекал уже сторонних клиентов.
МАКСИМ: В таком режиме мы проработали около двух лет. В 2008 году мы увидели, что вышли на годовой оборот в 300 тысяч долларов, и поняли, что пора запускать своё производство.
Секрет браслетов
АНДРЕЙ: Нам нужно было понять, из чего состоят контрольные браслеты и как их делать. Съездить на американскую фабрику и узнать всё напрямую было невозможно. Производство засекречено, как ядерный объект: дальше секретарши не уйдёшь.
МАКСИМ: Казалось, что браслеты сделаны из бумаги, но материалом оказался полимерный тайвек. Он хорошо подходит для одноразового использования: посетитель его надевает на руку, а снимает только перед выходом. Просто так от него не избавиться: нужно либо растягивать браслет, либо рвать его. Это не позволяет передать его кому-то ещё. Тайвек мы до сих пор закупаем в Люксембурге. Клей поставляют из Германии, а краску берём на месте, в Украине. Лайнер (отрывная клейкая часть) производится в Китае. Получается такой интернациональный продукт.
АНДРЕЙ: Специального оборудования для изготовления браслетов не существует. Мы тестировали всевозможные полиграфические, печатные и режущие станки, модернизировали и настраивали их — на это ушёл год. Тайну удалось раскрыть, так что теперь наше производство тоже секретное, на него никого не пускаем. Большую часть механизмов закупили в Китае, что-то нашли в Испании, США.
МАКСИМ: На запуск производства мы в 2010 году привлекли 300 тысяч долларов инвестиций. Из них на оборудование ушло порядка 200 тысяч долларов. Обычно первые инвесторы — из личного окружения, так было и у нас, помогли знакомые. Нашли и помещение в Житомире, в 140 километрах от Киева. Потом ещё полгода пришлось настраивать оборудование. Привлечённых средств не хватило, пришлось ещё вложить 50 тысяч долларов из собственных средств.
АНДРЕЙ: Это были частично заёмные деньги. На тот момент у нас был раскрученный сайт с большой посещаемостью и бренд. В месяц продавали около 300–400 пачек по тысяче браслетов, иногда доходило и до 800. Всё время, пока мы настраивали оборудование, бизнес не останавливался. Мы продавали те же браслеты от американских поставщиков.
МАКСИМ: С помощью своего производства мы хотели снизить себестоимость продукции. И в 2011 году нам это удалось: в два раза уменьшили затраты на товар.
Выход за границу
АНДРЕЙ: Наш первый филиал появился в Ростове-на-Дону в конце 2012 года. Партнёром стал наш товарищ, с которым мы раньше организовывали мероприятия. У него есть не только предпринимательские способности, но и наработки в клубной сфере. Первое время было сложно: офис не дал той выручки, на которую мы рассчитывали. Но сейчас он даёт почти такой же результат, как украинский. Каждый месяц реализуем от 500 до тысячи пачек.
МАКСИМ: В следующем году мы открыли компанию в Варшаве. Сначала планировали выходить в Испанию, потому что это Барселона, Ибица, тусовочное побережье. Но не нашли ответственных людей, которым мы могли бы доверить наш бизнес. К тому же нужно было вкладывать много средств: регистрация компании, представительские расходы и прочее. Сейчас польская компания работает по всей Европе. Мы недавно начали работать в Берлине: вложили в Google AdWords 100 евро, а чистыми заработали 500 евро. Так что отдача есть. Партнёр тоже наш знакомый.
АНДРЕЙ: В любой стране мы регистрируем свою компанию и входим в её учредители вместе с деловым партнёром. Наша бизнес-модель легко масштабируемая, представительство в другой стране можно открыть в течение месяца. Сайт нашей компании легко перевести на любой язык. Как и посадочные страницы, которые обеспечивают поток продаж. Для России и стран СНГ наша торговая марка называется «Ленточка», а для Европы — Cintapunto.
С законодательством проблем нет, все местные особенности можно изучить за несколько дней. В Европе, конечно, всё проще. Там всегда можно ждать помощи со стороны государства, никто не требует взяток. В России и Украине сложнее. Хотя, несмотря на сложную ситуацию, в Украине климат для предпринимательства всё же улучшился, стало меньше ограничений.
Клубы и не только
АНДРЕЙ: Наши клиенты — это те, кому нужно обеспечить контроль или распределение на зоны на площадке. Часто заказывают различные агентства для корпоративов или концертов. Но большая часть браслетов предназначается всё-таки для вечеринок в клубах. Есть среди наших клиентов и крупные музыкальные фестивали, такие как Sensation или Global Gathering Ukraine. Плотно сотрудничаем с радио Record.
Самые необычные клиенты, к сожалению, дети стариков с болезнью Альцгеймера. На браслетах указывают контакты, по которым можно связаться в случае, если родитель потеряется.
Для нас заказчик всегда на первом месте. Когда принимаем людей на работу, всегда рассказываем старую поговорку: «1. Заказчик всегда прав. 2. Если он не прав, смотри правило № 1». Как-то даже был курьёзный случай, когда товар застрял на таможенном складе, а браслеты нужны были срочно — у заказчика концерт. Тогда мы договорились с брокерами, чтобы они помогли нам достать товар с таможни. Вместо браслетов в коробки мы положили металлические пруты для веса, а браслеты забрали. Но это было давно, при старой украинской власти.
МАКСИМ: Пока в украинской компании самые высокие продажи. За прошлый год выручка достигла 360 тысяч евро, мы продали 18 тысяч упаковок браслетов.
В целом мы занимаем 80 % украинского рынка. Конечно, события последнего года сказались на объёмах. Во-первых, две крупные области — Донецкая и Луганская — сейчас поглощены во мрак. О мероприятиях, на которые могут понадобиться браслеты, и речи быть не может. А там всегда было достаточно много клубов.
Во-вторых, Крым. В плане продаж мы его не потеряли, с ним работает ростовский филиал. Хотя обороты на полуострове сильно упали. Но то, что мы потеряли в Украине, сейчас компенсируем в Польше. Но наши продажи — это не только контрольные браслеты. Мы занимаемся корпоративными сувенирами: от брелоков и магнитов до силиконовых браслетов и шнурков для бэйджей. Так, общая выручка компании держится на уровне 500 тысяч евро в год.
Планы
АНДРЕЙ: Сейчас вся команда — это 30 человек, 17 из которых работают в Украине. Сотрудники производства, бухгалтерия, юристы, менеджеры, которые обеспечивают сбыт продукции (продажники и операционисты, которые обрабатывают входящие звонки). Мы в свободное время тоже занимаемся продажами, но на другом уровне: ищем партнёров в других странах, развиваем филиальную сеть.
МАКСИМ: Сейчас мы на полгода уезжаем в Китай, чтобы запустить новое производство. В Гонконге у нас есть ключевой партнёр, который будет формировать команду, закупать оборудование, следить за его наладкой и всем процессом в целом. Но просто запустить китайское предприятие — мало, надо сделать так, чтобы ему доверяли иностранные партнёры. Этим будем заниматься мы. Фабрика будет заниматься переработкой силикона и ПВХ. Будем изготавливать сувенирную продукцию (магниты, чехлы для телефонов, бирки и так далее), а также силиконовые формы для выпечки. Их мы ориентируем на рынок Европы и Америки. Будем продавать свои товары через супермаркеты.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.