Вероника Бруховецкая много лет занималась психологическими консультациями. Парфюмерия сначала была хобби, но со временем стала занимать серьёзную часть жизни. Например, какое-то время Вероника дополняла занятия с клиентами ароматерапией. После путешествия по Италии и Франции основательница приехала с новой идеей — создавать для клиентов индивидуальные ароматы. Дело не приносило существенного дохода до тех пор, пока парфюмерное ателье не заметили корпоративные заказчики. Теперь Aromaobraz организует групповые мастер-классы и проводит мероприятия в компаниях. The Village узнал, как Веронике Бруховецкой удалось построить бизнес. 

Идея из Европы

 ВЕРОНИКА БРУХОВЕЦКАЯ, ОСНОВАТЕЛЬ КОМПАНИИ Aromaobraz: Я никогда не работала по найму, всегда только на себя. Почти 15 лет я занималась работой с людьми как частный психолог плюс проводила женские тренинги. Мне нравилась моя деятельность, но чего-то не хватало. Мне всегда было интересно найти такое средство, которое естественным образом бы помогало человеку восстановиться. Так я увлеклась натуральными ароматами и маслами, а в итоге и ароматерапией. Сначала я пробовала всё на себе и близких, потом стала использовать ароматерапию в тренингах. Позже мне захотелось узнать больше о создании ароматов. Тогда я решила полететь во Италию, чтобы поучиться у гуру парфюмерии. В поездке меня не покидало ощущение дежавю, при этом постоянно появлялись люди, которые хотели мне помогать, ездить и договариваться безвозмездно. Здесь я познакомилась с Лоренцо Вилорези, основателем парфюмерного ателье во Флоренции. Он создаёт индивидуальные ароматы, проводит мастер-классы, а сейчас работает над открытием музея искусства парфюмерии. У итальянцев вообще интересный подход к делу — их вкусу и эстетике нам можно поучиться. Во Флоренции же я посетила старейшую знаменитую аптеку Santa Maria Novella, которая была основана ещё в XIII веке монахами.

Потом я полетела во Францию, где познакомилась с владелицей аптеки, в которой продавались натуральные средства, ароматы, а также культовые хрустальные флаконы Lalique. Цена на некоторые из них доходила до 45 тысяч евро! Чуть позже я встретилась с семейной парой, мы вместе ездили по небольшим поселениям, где выращивают сырьё для ароматов. Но я не просто ездила на экскурсию — я договаривалась о поставках сырья, закупке флаконов. К сожалению, в России ничего этого в хорошем качестве нет. А жаль. Было же время, когда Эрнест Бо, известный парфюмер и создатель Chanel № 5, жил и работал в Москве. Но я верю, что парфюмерное искусство в России всё-таки снова выйдет на новый уровень.

Aromaobraz

парфюмерное ателье

   

Дата старта: 2007 год

Бюджет на запуск: 30 тысяч евро 

 

Свой аромат

В путешествии я пробыла около четырёх месяцев. Вернулась с планами, новыми надеждами и сырьём для ароматов. На всё это ушло порядка 30 тысяч евро. Большая часть была потрачена на проживание, вторая затратная статья расходов — материалы. Когда я вернулась, то объявила клиентам о том, что теперь могу создавать ароматы. Первыми заказчиками были те, с кем я уже работала на тренингах. Потом, благодаря сарафанному радио, появились другие.

Большую часть времени я работала над индивидуальными ароматами. Как проходит его разработка? В первую очередь мы выясняем, для каких целей мы создаём аромат. Согласитесь, парфюм для свиданий и работы в офисе всё-таки должен отличаться. Потом я предлагаю заказчику послушать моноароматы в линейке. Всё строится на взаимодействии, я никогда не делаю выбор за человека. Иногда мне говорят: «А вы можете посмотреть на меня и создать аромат, который мне подходит?» Но из этого не получится индивидуальный парфюм. Важно, чтобы человек сам прочувствовал все компоненты, затем выбрал из них те, что ему нравятся больше других. Обычно уверенные в себе люди быстро определяются с фаворитами, они могут стремительно отобрать десять компонентов и на этом остановиться. Иногда случается и такое, что клиенту нравятся 20 или 30 ароматов. И наоборот: пару раз люди выбирали только один моноаромат и не хотели его ни с чем смешивать. Один раз так случилось с бергамотом, а другой — с ветивером.

Дальше моя задача в том, чтобы соединить их в целостный парфюм. Дома у меня есть лаборатория, где я смешиваю ароматы и работаю над пропорциями. В итоге через две-три недели у меня получаются пять формул, которые я передаю клиенту на то, что я называю «примерка» — заказчик пробует носить эти ароматы и пытается почувствовать, какой из них ему больше всего подходит. После того как мы определились с предпочтениями, я беру эту формулу и создаю уже полноценный парфюм. Но отдаю его клиенту не сразу: в течение месяца аромат должен вызреть. То есть для того, чтобы аромат был более целостным, он четыре недели стоит в сухом тёмном месте. При этом периодически флакон нужно переворачивать определённым образом. В целом вся работа занимает около двух месяцев, а аромат обходится клиенту примерно в 15 тысяч. На стоимость получившегося парфюма влияет объём (от 8 до 30 миллилитров) и концентрации (туалетная, парфюмерная вода, духи). Человек получает аромат в коробке с сертификатом подлинности, где указано его имя, автор аромата и ноты, которые входят парфюм. Пропорции остаются в тайне, их знаю только я. Повторный заказ того же самого аромата стоит вполовину дешевле. Это легко объяснить: первоначальная стоимость высокая за счёт того, что в аромат вложено много труда, времени, затраты на сырьё для тестирования.

 

 

Корпоративные духи

Сначала создание ароматов приносило совсем скромный доход — от 20 до 40 тысяч рублей в месяц. Дополнительно я стала проводить мастер-классы, когда мы с клиентами работали над ароматами в группах. Участие в нём стоит в среднем около 1 500–3 000 рублей. Клиент не только уходит с теоретическими знаниями, но и на практике учится создавать аромат. Плюс я вела тренинги, чтобы держаться на плаву. На хороший доход я вышла в 2012–2013 году, когда появились корпоративные заказы на большое количество человек. Притом что заказчики сами нашли мой сайт. Самый большой корпоративный мастер-класс, который я проводила, был на 400 человек для «Связного». Так сотрудники поздравили своих коллег с 8 Марта. У нас была зона, где в течение дня сотрудницы подходили ко мне группами, и мы создавали ароматы. Этим летом я отправилась в турне с маркой Chivas по четырём городам — Краснодар, Сочи, Казань и Москва. Там у компании есть филиалы — они устраивали мастер-классы для менеджеров.

А не так давно, года два назад, я познакомилась с владелицей клуба «Женский мир» Милой Тумановой. Оказалось, что наши целевые аудитории во многом совпадают, поэтому сейчас мы делаем совместные мастер-классы.

У меня есть ещё одно корпоративное направление аромамаркетинга — это создание парфюмов для компаний и помещений. Например, я разрабатывала аромат для переговорных комнат, бутиков, показов мод.

 

 

«Любовь» на экспорт

Я нигде не рекламируюсь, все обо мне узнают или через знакомых, или находят наш сайт. Сейчас в проект вложено около 5 миллионов рублей, большая часть уходит на сырьё и фурнитуру. Обычно в месяц я провожу до десяти открытых мастер-классов и двух-трёх корпоративных, ещё изготавливаю до пяти индивидуальных ароматов. Помимо этого, у меня есть линейка готовых ароматов для дома. Каждый парфюм имеет название, соответствующее какому-то чувству. Например, у аромата «Любовь» есть поклонница из Турции, которая замужем за высокопоставленным чиновником этой страны. Она всегда заказывает этот парфюм в большом объёме. Притом что использует его не для дома, а для себя, что тоже возможно.

До конца XIX века вся парфюмерия без исключения была натуральной. В материалах, с которыми я сейчас работаю, тоже нет синтетических отдушек. Радует, что у меня появляются приверженцы, которые со временем уходят от использования синтетических ароматов. Начинать бизнес, конечно, было сложно. Хотя я не могу сказать, что сейчас это легко. Но благодаря тому, что здоровый образ жизни в тренде, появляется всё больше людей, которые интересуются натуральными ароматами.