Не транспортное средство: Как электросамокаты стали развлечением «под пиво» и угрозой для пешеходов И почему для них нужны велодорожки и новые ПДД
Максим Молодший работает в кикшеринговом сервисе E-motion, но в этом году сам пострадал на тротуаре от наезда самокатчика: из-за разрыва сухожилия он едва не остался без ноги. «Самокат Ninebot весит 40 килограммов, и человек еще килограммов 80. Парень разбился, проломил череп. Это вообще самая частая травма на самокате. И каски здесь не всегда помогут, потому что еще и руки ломаются часто», — рассказывает он. Сейчас он уверен, что у пешехода — «самого медленного и легко травмируемого» участника дорожного движения — на тротуаре должен быть приоритет перед пользователями электросамоката. Но так считают не все: например, коллеги Максима советуют именно пешеходам быть более заметными и предсказуемыми, чтобы не быть сбитыми на тротуаре. На прошлой неделе мы провели онлайн-дискуссию об электросамокатах в городе — пригласили представителей сервисов аренды, московского департамента транспорта, сторонников и противников самокатов. К консенсусу мы так и не пришли, но стало понятно, что электросамокаты — это тема, которая сейчас не оставляет равнодушным никого.
Если раньше на электросамокатах в основном катались их владельцы, то сейчас взять их напрокат можно, просто скачав приложение и заплатив пять рублей за минуту езды. В Петербурге сейчас 12 тысяч шеринговых электросамокатов — в три раза больше, чем в прошлом году, а в Москве департамент транспорта насчитал более 8 тысяч и прогнозирует, что до конца года их будет уже 20 тысяч. Вместе с количеством электросамокатов растет и недовольство горожан: в соцсетях люди периодически рассказывают о заставленных велопарковках, столкновениях с самокатчиками и даже сравнивают транспортное средство с травматическим оружием (особенно не любят самокаты пользователи твиттера, в том числе и Евгений Понасенков). Точной статистики происшествий с участием электросамокатов нет (по закону они не являются транспортными средствами и приравнены к пешеходам, а столкновения часто заканчиваются не настолько серьезными травмами, чтобы идти в полицию), но в новостях периодически появляются сообщения о людях, сбитых самокатчиками.
The Village разбирается, что не так с электросамокатами и можно ли ездить на них безопасно и не мешая другим.
Свидание на колесах и «последняя миля»
Согласно данным института территориального планирования «Урбаника», число электросамокатов в российских шеринговых сервисах превысило число велосипедов еще в 2019 году. По словам урбаниста, журналиста и автора проекта «Карта ДТП» Алексея Радченко, распространению электросамокатов способствует несколько факторов. Первый — низкий порог входа для пользователя самоката: не надо учиться ездить, можно использовать самокат вдвоем, самокат кажется более устойчивым, чем тот же велосипед. Второй фактор — отсутствие конкуренции. «В плане удобства передвижения на небольшие расстояния электросамокат выигрывает как у общественного транспорта, так и у автомобиля. С электросамокатом мог бы соперничать велосипед, но московский станционный велопрокат добавляет дополнительные ограничения, такие как поиск станции и проблемы с их загрузкой. В других регионах систем городского велопроката нет вовсе», — считает Алексей.
Татьяна Михеева — эксперт в сфере urban mobility, беспилотного транспорта и шеринговых систем — добавляет, что тренд на использование электросамокатов связан с развитием шеринговых сервисов, серьезным улучшением показателей мощности и времени работы электросамокатов, а также удобством эксплуатации. Сыграл свою роль и коронавирус — люди предпочитают индивидуальные виды транспорта общественным. Кроме того, курьеры и доставщики еды (это сфера бизнеса, показавшая значительный рост в последние два года) все чаще выбирают электросамокаты. Михеева считает, что перспективы этого вида транспорта очень серьезные и стратегически правильно развивать его ввиду экологичности и удобства.
Арендованные самокаты используют для двух целей: для развлечения (те самые катания по паркам «под пиво» и свидания) и в качестве транспорта
Сейчас в Москве работают шесть сервисов аренды самокатов: Whoosh, «Карусель», Urent, Ecoway, E-motion и Lite. Зарегистрироваться в них просто: нужно скачать приложение, ввести персональные данные и привязать карту. В отличие от каршеринговых приложений подтверждать свою личность, фотографируясь с паспортом, не придется — вся идентификация завязана только на номер телефона. За регистрацию в приложении нужно заплатить 25 или 50 рублей, а за минуту поездки — пять или шесть рублей. Самокаты Whoosh и Urent получится арендовать в приложении «Московского транспорта», до конца года к нему подключатся и остальные операторы. Зона работы сервиса может быть ограничена одним районом или округом (к примеру, Ecoway разрешает пользователям кататься только в Южном округе), а ее пересечение наказывают штрафом. После поездки самокат нужно оставить на одной из городских велопарковок или пристегнуть к специальному металлическому кольцу (в народе известному как «креветка»).
Арендованные самокаты горожане используют для двух целей: для развлечения (те самые катания по паркам «под пиво» и свидания) и в качестве транспорта. В основном это так называемые поездки последней мили, то есть от станции метро или автобусной остановки до дома. В самом крупном московском кикшеринговом сервисе Whoosh нам ответили, что в 65 % случаев клиенты используют самокат именно как транспорт. Пресс-секретарь компании Юлия Камойлик объясняет, что у Whoosh нет привязки к зонам отдыха вроде парков и набережных, а часы пик для сервиса аренды самокатов и всего остального транспорта, когда большинство горожан едет на работу и обратно, совпадают. Пользователи Whoosh — мужчины и женщины в равной степени, обычно в возрасте от 20 до 34 лет. Директор по развитию Urent Илья Тимаховский считает, что обычно люди знакомятся с самокатами по выходным в местах развлечения, а потом уже используют как способ передвижения и альтернативу общественному транспорту. Пиковые нагрузки сервис испытывает по вечерам. Среди клиентов Urent 60 % мужчин и 40 % женщин, в основном это люди от 20 до 35 лет.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.