Когда я мем: Роман Лошманов о гастрономических трендах Редактор журнала «Афиша-Еда» Роман Лошманов о том, почему гастрономические тренды похожи на интернет-мемы, кто подсадил Москву на суши и что общего у бога и хинкали.
В конце 60-х — начале 70-х в Лос-Анджелесе открылся суши-бар Osho. Один из первых не только в городе, но и в Америке, и рассчитанный преимущественно на японцев. Находился Osho неподалеку от студии 20th Century Fox, так что в него стал заглядывать Юл Бриннер, лысый черт из «Великолепной семерки». Родился Юл во Владивостоке, а дед его владел одно время судоходной компанией в Иокогаме. Возможно, это как-то повлияло на то, что Бриннер не просто стал завсегдатаем Osho, а принялся подсаживать на суши своих голливудских друзей. Примерно в то же время в том же Лос-Анджелесе в ресторанчике Tokyo Kaikan вместо тунца закатали в рис авокадо, и появился ролл «Калифорния». Со временем японская кухня стала в Америке более-менее популярной, но прошло еще полтора десятка лет, и Нобу Мацухиса открыл в Лос-Анджелесе ресторан Matsuhisa — его японо-перуанский фьюжн практически мгновенно завоевал Голливуд вместе с Робертом де Ниро, который стал партнером Нобу. А вскоре мир, как цунами, накрыла японская волна — нас так практически с головой. Я вспомнил недавно эту историю, когда сорвал в своем подъезде очередную листовку, где наряду с пиццами «Мясное пиршество» и «Рыбная услада» предлагали роллы «Черный русский» и «Ночная Москва».
«Даже бог — и тот мем. И тяга, например, к хинкали — это формально явление того же порядка».
Гастрономические тренды возникают регулярно, внезапно и неминуемо. Одни меняют наши вкусовые привычки, другие проходят как недоразумение. То все носятся с фермерскими продуктами, которым приписывают чуть ли не мистические свойства. То дружно принимаются за бургеры, словно не видели их ни разу. То цепляются за капкейки как за последний шанс превратить Москву в Настоящий Большой Город. Но без таких вот бумов и скачков кулинария просто не может развиваться. Суши и роллы стали русской национальной едой именно потому, что когда-то были трендом: аномальная страсть к рисовым колобкам быстро стала нормой.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.