Как работает магазин, где все товары без упаковки Крупы без пакета и масло без пластика для тех, кто уже ведет экологичный образ жизни
На станции метро «Мякинино» недавно заработал единственный в Москве (хотя формально это уже Красногорск, но от столицы можно дойти пешком) магазин без упаковки Zero Waste Shop. Здесь сторонники экологичного образа жизни могут купить крупы, хлопья и масло без упаковки, а еще менструальные чаши, бамбуковые щетки и другие экологичные товары. The Villаge сходил в безотходный магазин и узнал, как он работает, какие здесь цены и кто его покупатели, а также поговорил с владелицей о том, как соблюдать принцип zero waste, живя в Москве.
Текст
Фотографии
Как это работает
Zero waste — это, по сути, новый принцип отношения к отходам потребления. Чтобы решить проблему с увеличением количества мусора во всем мире, надо увеличить объемы переработки и снизить количество отходов до нуля — это и есть zero waste.
В Россию принцип пришел вместе с книгой экоактивистки Беа Джонсон «Дом без отходов». За год семья Беа накопила всего литровую банку мусора, который не удалось утилизировать или переработать. Для этого они выполняли пять правил: Refuse, Reduce, Reuse, Recycle and Rot — «Отказ, сокращение, повторное использование, переработка и компостирование». В 2013 году книга стала бестселлером в США, ее перевели на 22 языка мира, а сама Беа стала лицом концепции zero waste.
Zero waste можно применять не только в домашнем быту. За рубежом более десяти лет работают zero waste магазины, фабрики и масштабные производства.
В европейских странах есть как локальные магазины без упаковки, так и целые zero waste сети: во Франции это Day by Day, в Германии — Original Unverpackt, в Англии — Unpackaged. В их магазинах нет ни пластиковых, ни бумажных пакетов. Благодаря отсутствию упаковки товары здесь стоят на 40 % дешевле по сравнению с обычными супермаркетами.
«Сейчас в мире насчитывается более 300 zero waste магазинов, из них шесть — в России, — рассказала The Village Нина Лесихина, эксперт проекта «Ноль отходов» Гринпис России. — И эта тенденция будет только усиливаться, учитывая, что проблема загрязнения пластиком приобрела планетарный масштаб. Ее единственным решением является сокращение производства одноразового пластика, более 40 % которого используется именно для производства упаковки. Вторым важным результатом работы таких магазинов станет сокращение образования пищевых отходов, ведь люди смогут взять столько еды, сколько им надо. В России ежегодно образуется более 21 миллиона тонн пищевых отходов».
Российские аналоги zero waste магазинов находятся в Петрозаводскe, Тюмени, Бийске, Санкт-Петербурге, Перми и Москве. Единственный в столице (хотя формально это уже Красногорск) магазин без упаковки Zero Waste Shop находится у метро «Мякинино» и расположен на втором этаже в пространстве Box City, построенном из морских контейнеров (сюда стоит приехать специально, чтобы просто посмотреть на это сооружение).
Zero Waste Shop
Адрес: Красногорск, ул. Международная, 16 (метро «Мякинино», «Строгино», «Волоколамская»)
Время работы: ежедневно с 12:00 до 20:00
Телефон: +7 (906) 056–87–12
Лариса Петракова
владелица магазина Zero Waste
Об идее
Я узнала, что такое zero waste, в октябре этого года от Беа Джонсон (экоактивистка и автор книги «Дом без отходов». — Прим. ред.) и решила сама попробовать минимизировать производимые отходы. На тот момент я уже была озабочена проблемой мусора, но четкого понимания, что нужно делать, у меня не было.
Я старалась не забывать брать с собой сумку для покупок, занималась расхламлением своей квартиры. Хотела установить контейнеры для раздельного сбора мусора рядом со своим домом, но дело шло плохо.
Поставить контейнеры я задумала еще прошлым летом, но удалось это только в конце мая в этом году. За это время я уже успела узнать про zero waste, ввести его в свою жизнь, продумать открытие магазина и запустить его.
Я живу в Московской области, и найти организацию, которая будет вывозить отсюда мусор, не так-то просто. Перерабатывающим компаниям невыгодно ездить далеко за маленьким объемом мусора. Они предлагали организовать склад вторсырья рядом с нашими домами и накапливать его до необходимого объема. Конечно, наша управляющая компания не согласилась это сделать. Нам повезло, что в районе есть предприниматель, который сам сортирует мусор, он и вывозит наш вместе со своим. Но из-за того, что люди не могут перед выбросом смять бутылки (дворник почему-то тоже не может их просто утрамбовать, хотя мы об этом договаривались), объем пластика получается большой, а вес маленький — вывозить невыгодно. Так что останется ли контейнер около наших домов, сейчас под вопросом. Перестроиться на новый стиль жизни за один день невозможно. Даже в моем случае процесс еще продолжается.
С чего я начала? Во-первых, минимализм. Урезала все покупки, не связанные с едой, до необходимого минимума: одежда покупается только в случае, если в ней есть большая необходимость, бытовая техника — только базовая. Во-вторых, я убрала все одноразовое из обихода: бумажные салфетки заменила на хлопковые, а кухонными бумажными полотенцами, пищевой пленкой и фольгой вообще перестала пользоваться. В-третьих, сделала себе набор для покупки еды: помимо хлопковой сумки купила несколько мешочков для стирки деликатных вещей — они прекрасно заменяют одноразовые пакеты для овощей и фруктов. Для хлеба сделала мешок из наволочки. Кстати, продавцы на все мои мешочки реагировали положительно и даже спрашивали, где я их взяла. Для молока я купила стеклянные бутылки, для сыра на развес — стеклянные банки. Всю семью я обеспечила бутылками для воды. У старшей дочки в школе стоит кулер с водой, и они пьют из одноразовых стаканчиков. Я дала ей бутылочку для воды, теперь она наполняет ее.
Со всем этим набором я начала искать магазины, где можно покупать еду на развес, но они оказывались на разных концах города. Если мне нужен был какой-то продукт, но он был только в упаковке, мне приходилось отказываться от него. Через какое-то время я поняла, что у меня дома уже нет никакой еды, потому что я просто не могу ее купить! Тут я подумала, что надо немножко полегче к этому относиться, разрешила себе покупать что-то в упаковке, если этот продукт нельзя заменить. Но именно тогда мне и захотелось иметь одно место, где можно было бы купить большинство необходимых продуктов без упаковки.
Так я поняла, что нам очень нужен магазин zero waste. Открыть его сама я решилась почти случайно: из интереса спросила стоимость аренды в Box City, не относясь к этой идее серьезно. Но вместо ответа в Box City потребовали подробно рассказать, что я хочу открыть. Мне пришлось делать презентацию, все рассчитывать, объяснять, что такое zero waste и зачем это нужно. Когда мне наконец ответили положительно, у меня не было другого выхода, кроме как открыть магазин, ведь я уже все придумала.
О проекте
Я знала, какой ассортимент должен быть в магазине: в основном он состоит из сухих продуктов, которые сложно найти без упаковки. Ведь овощи и фрукты можно купить в свой мешочек где угодно, мясо и сыр на развес — на рынке или в некоторых супермаркетах, молоко — на разлив в автомате. А вот макароны из твердых сортов пшеницы, муку, лен, киноа, бытовую химию купить без упаковки очень сложно. Для магазина я сразу же определила это как самые важные товары. Теперь все это можно купить в одном месте.
Что касается финансового вопроса, то бизнес-плана у меня не было, так как не было понятно, сколько вообще человек интересуются zero waste. Все, что я могла узнать, — это количество подписчиков в соцсетях на профильных страничках, но это были цифры не только по Москве. Мне все равно очень хотелось продвигать идею zero waste, поэтому я решила открыть магазин, а потом посмотреть, как люди отреагируют.
Вложения были сделаны из личных денег моей семьи. Они, конечно, сначала не верили в это дело, но потом удалось договориться. Хорошо, что у меня нет сторонних инвесторов, я могу сохранять магазин в концепции zero waste вне зависимости от прибыли.
Нам очень помог Гринпис. Благодаря ему мы отказались от идеи бумажных пакетов: помимо того что такие пакеты одноразовые, то есть сразу же образуют мусор, они в основном производятся из древесины (если все перейдут на бумажные пакеты, не хватит лесов, чтобы обеспечить их производство), при этом электричества и воды тратится даже больше, чем при производстве пластика. Также Гринпис организовал приезд Беа Джонсон в наш магазин после открытия. Сейчас мы тоже сотрудничаем: в июне были вместе на выставке «Неделя русского ретейла», где призывали сети магазинов отказаться от одноразовых пакетов, а 18 июля мы приглашены на слет эковолонтеров — там я расскажу, как открыть магазин без упаковки.
О принципах
Основной принцип нашего магазина — мы продаем товары без упаковки для конечного потребителя. То есть покупатель должен прийти со своей тарой. Холщовые мешочки и сумки можно купить прямо у нас (80–100 рублей), но так можно упаковать далеко не все продукты. Например, за специями приходят с маленькими домашними баночками или солонками и сразу наполняют их, крупы и макароны покупают в наши мешочки или в свой контейнер; мед, масло и различные бытовые жидкости мы наливаем в баночки и бутылки. Главное, чтобы у человека после похода в наш магазин не осталось мусора, то есть отходов от продукта.
Мы хотим отказаться от печатных чеков, наше оборудование позволяет отправлять чек на электронную почту. Но по закону его все еще нужно обязательно печатать, хотя этот вопрос обещают решить.
Мы стараемся минимизировать упаковку от продукции поставщиков: договариваемся с компаниями, что вернем ее для вторичного использования или переработки. Конечно, если это большое производство, у них для всего есть отдельная упаковка. Они не смогут переделать свои бизнес-процессы только для моего маленького магазина, и мы не сможем с ними работать. С экопоставщиками все проще, можно договориться о поставке в оборотной таре. Например, бутылки для воды нам поставляет американская компания Klean Kanteen. Они заботятся об экологии, поэтому бутылки приходят без упаковки, а коробки, в которых бутылки приезжают, заклеены специальным бумажным скотчем с клеем на растительной основе.
В ассортименте есть продукты питания, бытовые вещи для дома, биоразлагаемые средства для мытья посуды и стирки, а также экотовары, заменяющие одноразовые: стеклянные трубочки, тканевые бахилы, щетки для посуды (их используют вместо обычных губок, которые не принимают на переработку), восковые салфетки вместо пищевой пленки. Также у нас есть натуральная косметика в стеклянных баночках, которые поставщик принимает обратно, и бутылки для воды, заменяющие пластиковые (которые мы покупаем и выкидываем каждый день). Абсолютно все наши товары направлены на экообраз жизни. Мы идем к полной биосертификации продуктов. Для нас важно не только отсутствие упаковки, но и качество.
Главная цель нашего магазина — снизить производство мусора, особенно пластикового. Один москвич в год производит примерно 500 килограммов отходов! Если даже один человек снизит свое потребление пластика, то общее количество мусора уже снизится. А если подобных магазинов будет больше, то это станет доступно большему количеству людей. В мире много подобных магазинов, но в России их всего шесть, причем в Москве наш магазин единственный. Мы находимся далеко, и не все могут к нам доехать, но если это станет доступнее, то больше людей смогут сделать zero waste образом жизни.
О покупателях
Примерно за месяц до открытия я разместила анонсы в Instagram и Facebook с хештегом zerowastemoscow. Больше я ничего не делала, у нас не было никакой рекламы. Новость разошлась через блогеров и прессу, в этот момент мне стало понятно, что тема интересна людям и такой магазин нужен.
Наши постоянные покупатели — это молодые люди примерно 30 лет, которые думают об экологии, заботятся о здоровом питании и ведут осознанный образ жизни. У нас небольшая посещаемость, мы открылись в мае этого года, и нам есть куда расти. Пока мы в минусе, но есть большая вероятность, что в июле мы выйдем в ноль. Для нас важнее понять, может ли вообще существовать такой магазин. Но в Европе подобные проекты успешны, там даже открываются супермаркеты товаров без упаковки, а значит, это дело развивается.
К нам приходит много веганов: у нас на развес можно купить разную крупу очень высокого качества — рис, зеленую гречку, маш, чечевицу, горох, фасоль, нут. Наши поставщики выращивают все сами, не используя удобрения и гербициды. Мы хотим покупать правильно выращенный, качественный, полностью натуральный продукт. Помимо фермерских круп, у нас есть хлопья, мед, гранола, печенье и шоколад от маленьких российских производств.
Цены в Zero Waste
Менструальная чаша — 790 рублей
Трубочка металлическая — 100 рублей
Экомешочек — 80–100 рублей (зависит от размера)
Гель для стирки — 35 руб./100 г
Подгузник хлопковый — 529 рублей
Бритвенный станок — 1 560 рублей
Макароны из твердых сортов пшеницы — 11 руб./100 г
Овсяное печенье — 67,5 руб./100 г
Рис бурый — 189 руб./кг
Чечевица красная — 175 руб./кг
О ценах
Ценообразование зависит от производителя, поэтому я не могу сказать, что у нас очень дешево. Но мне изначально хотелось сделать магазин с качественными продуктами, и товары выбирались не по цене. Я считаю, что мне нет смысла конкурировать с гипермаркетами, закупок такого объема (а соответственно, и таких закупочных цен) у меня нет. Но если рассматривать одинаковые товары в упаковке и на развес, то на развес получается дешевле.
Если это товары для дома, например щетки для посуды, то они сделаны из натуральных материалов и, конечно, стоят дороже синтетических. Пластиковые вещи обычно сильно дешевле, поэтому и так популярны. Но они, во-первых, делаются из невозобновляемых ресурсов — нефти, во-вторых, в нашей стране практически не перерабатываются, в-третьих, пластик не разлагается, и в конце концов любой пластик окажется на мусорном полигоне! Поэтому я выбираю заплатить больше за товар из натуральных материалов, чем купить дешевую одноразовую вещь.
Конечно, не все наши товары стоят дороже, некоторые, наоборот, помогают сократить расходы. Например, многоразовые хлопковые подгузники сэкономят вам примерно 50 тысяч рублей. Или Т-образная металлическая бритва — сменные лезвия к ней стоят намного дешевле пластиковых кассет.
О новом потреблении
К новым экотоварам покупатели поначалу относятся с недоверием. Например, у нас были менструальные чаши — это отличная замена одноразовым гигиеническим средствам. К этому товару поначалу было много вопросов, а потом их быстро раскупили, и мы уже завезли новые. Так было и с щетками для посуды, и с бахилами из ткани, и с твердым шампунем. К новым товарам люди должны присмотреться и привыкнуть. Зато всем очень нравятся бамбуковые зубные щетки, на них легко перестраиваются. Они хорошо чистят, их точно стоит попробовать.
Людям нужно время, чтобы перестроиться с того, что было «до», на другое потребление. Многие хотят начать покупать «по-новому». Но те, кто редко к нам заходят, не очень понимают систему, с собой у них ничего нет, и в этом главная сложность. В основном к нам ходят те, кто в курсе. Они едут к нам со своими баночками и мешочками специально.
Я думаю, какая-то часть людей уже может перестроиться на новое потребление. У меня это получилось не за один день. Для любой привычки нужно время, тогда в сумке появятся и мешочки, и бутылочки. Проблема в минимальном предложении. Купить все в одном месте трудно, а время, чтобы специально поехать куда-то за покупками, есть не всегда. Чем больше будет таких магазинов, тем будет проще.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.