4 истории о неудачном опыте психологической и психиатрической помощи
Каждый восьмой человек в мире имеет психическое расстройство. Самые распространенные — тревожное (диагностировано у 301 миллиона человек) и депрессивное (280 миллионов человек). При этом люди сталкиваются не только со стигматизацией и дискриминацией на работе и в обществе, но и со стороны людей, которые должны, наоборот, помочь принять себя и работать с заболеванием. Порой именно психологи, психотерапевты и психиатры обвиняют человека во всех проблемах и усугубляют расстройство.
The Village поговорил с россиянами, которые столкнулись с некомпетентными специалистами, о том, как это сказалось на их психике.
История Ксении, которая попала в психиатрическую больницу с депрессией, но после общения с врачом чуть не покончила с собой
«Посмотри, сколько людей мечтают о ребенке, а ты тут страдаешь!»
В 25 лет Ксения родила долгожданного ребенка, но радости не почувствовала. «Я лежала в палате, смотрела на дочку и думала, что моя жизнь кончена и больше ничего интересного меня не ждет, что я теперь только мама, да и мама-то из меня выйдет не очень, — рассказывает она. — Чувства были похожи на те, что я испытывала, когда умерла бабушка. Переживание утраты. Я горевала по прошедшему как по умершему человеку. Чувствовала себя недоженщиной, винила себя в сложной беременности и потере молока, из-за которой не могла кормить дочку грудью». Гинеколог предупреждала Ксению о высоких рисках развития послеродовой депрессии из-за сложной беременности и потери двух предыдущих.
После выписки из роддома Ксения часто плакала. Через месяц она стала плохо спать — просыпалась от каждого движения ребенка. Вскоре появились суицидальные мысли. При этом Ксения отрицала у себя послеродовую депрессию.
Однажды, когда дочь в очередной раз заплакала, Ксения стала бить тряпкой по детской кроватке. Женщина испугалась и поняла, что ей нужна помощь. Психолог, к которому она обратилась, перенаправил к частному психиатру. Тот сразу предложил лечь в стационар, но она отказалась. Тогда врач прописал антидепрессанты. Поначалу лекарства помогали, но потом депрессивные мысли вернулись, и через четыре месяца Ксения все-таки легла в стационар государственной психиатрической больницы.
«Там мне попался врач-психиатр, о котором я до сих пор вспоминаю с отвращением. Он сразу заговорил со мной на „ты“ и задавал вопросы вроде „Ну и зачем ты здесь? Посмотри, сколько людей мечтают о ребенке, а ты тут страдаешь! Им бы твои проблемы!“. Я пыталась оправдать его действия специфической манерой общения. Старалась принять мысль, что меня вылечить невозможно, потому что дело не в болезни, а в моем ужасном характере. Что у меня только два варианта после выписки — бросить семью или совершить суицид», — рассказывает Ксения.
Я пыталась оправдать его действия специфической манерой общения. Старалась принять мысль, что меня вылечить невозможно, потому что дело не в болезни, а в моем ужасном характере. Что у меня только два варианта после выписки — бросить семью или совершить суицид
Спустя две недели психиатр сказал ей, что она сама во всем виновата, что давно пора оставить мужа и ребенка в покое, бросить их и строить свою жизнь. «Было очень больно. Я хотела убежать из больницы и покончить с собой. Меня заплаканную увидела дежурная медсестра. Поговорила со мной по-человечески. Сказала, что многие плачут из-за этого психиатра и ему давно пора на пенсию». Ксения взяла себя в руки и позвонила сначала психиатру, у которого лечилась амбулаторно, потом психологу, маме и своей подруге. «Они согласились, что не со мной что-то не так, а с этим врачом». В тот же день она написала заявление о замене врача. После ее отказа от услуг психиатра отказались еще несколько пациентов.
После выписки из больницы Ксения еще три месяца переживала о случившемся: а вдруг психиатр был прав? «Потом случилось 24 февраля, и фокус переживаний сместился», — говорит она. Девушка до сих пор лечится от послеродовой депрессии, но уже амбулаторно. Неприятие к ребенку ушло. «Мой первый психиатр из частной клиники — хороший специалист, но он мужчина. А я после стационара не очень доверяю мужчинам-врачам. Теперь у меня женщина, мне так спокойнее».
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.