Где искать самые яркие мозаики в Нижнем Монументальное искусство на обочине соцреализма
Советская мозаика — явление парадоксальное, потому что, с одной стороны, это выражение пропаганды и идеологии, а с другой — эксперименты с материалом и поиски новой выразительности, что-то вроде революции в современном искусстве 60-х. В 1955 году Хрущев принял знаменитое постановление «Об устранении излишеств», и после этого архитектура фактически была исключена из списка искусств, а значит, стала свободной от пропаганды. Больше не надо строить парадные сталинки для демонстрации имперского величия, стало можно ориентироваться на западные исследования и интернациональную моду на функционализм. Итог мы знаем: торжество компактности и экономичности превратило страну в «Союз серых социалистических районов». Однако страх однообразия существовал уже в момент проектирования первых «панелек», и с начала 60-х начались эксперименты по созданию цветных рисунков на бетоне.
Провинциальное монументальное искусство до сих пор малоизвестно даже жителям, как будто нигде, кроме Москвы, не было интересных произведений. В нашем городе, конечно, нет ни столичного метро, где сформировалась советская школа монументалистов, ни большого Дворца пионеров, как в Москве или хотя бы Дзержинске, где появились знаковые экспериментальные панно. Но горьковские, или теперь уже нижегородские, мозаики интересны патриотам города и вызывают теплые чувства у горожан. Некоторые говорят о необходимости сохранения мозаик, но не все так однозначно с их ценностью. Хотя в Нижнем и нет ни одной мозаики, признанной культурным наследием, The Village нашел самые яркие произведения и рассказывает их историю.
Текст
Ира маслова
Экспериментальные уличные картины
Когда стало страшно, что дома по проекту выходят все одинаковые и без архитектурного оформления, строители уже на стадии проектирования задумались о способе нарисовать хотя бы плоскую картинку на фасаде. Но чем, какая краска ляжет на неровную бетонную панель? Придумали подкрашивать цемент, делать аппликации из керамических плиток и даже иногда мелких камешков. Делали из чего попало, кусочки смальты из специально окрашенного стекла тогда еще не производили.
Первый дом с мозаиками на фасаде — 1964 год, улица Суетинская, 10. Композицию на тему прибрежного беззаботного счастья выполнил художник Израиль Ашкенази. По эскизу делались картоны в натуральную величину, и с них рисунок переводился на плиты прямо на заводе, там же и наносилось изображение цветным бетоном, плиткой и мелкими камнями. Израиль Маркович к тому времени был уже признанным 47-летним мастером старой закалки, однако его работа получилась по-модернистски свежей. Специалисты, правда, отмечают неумелость расположения фигур и особенно несомасштабность, как будто ребенок нарисовал на трех листах девочку, рыбок и кораблик одинакового размера. Это был первый опыт, а Ашкенази на тот момент считался единственным монументалистом, имевшим опыт с другими технологиями.
Нижегородские мозаики на первых панельных домах – это уникальный опыт в масштабах Советского Союза. Нигде больше не было такого, чтобы с самого начала, на самых первых панелях сразу продумывалось их художественное оформление.
Экспериментальные дома в Сормове
Улица Большевистская, 4; улица Энгельса, 11; Юбилейный бульвар, 14
Художники Д. Арсенин, А. Павлов, 1964 год
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.