Гречишный чай и шоколад: Как Nature’s Own Factory создает новые продукты в России Как визажист и госслужащая открыли производство гречишного чая и шоколада
Еще несколько лет назад о гречишном чае в России не слышал почти никто, а сегодня его можно найти в меню многих ресторанов от «Кофемании» до Remy Kitchen Bakery и купить не только в интернете, но и в супермаркете.
В 2016 году визажист Седа Хункаева и госслужащая Анна Хабарова заказали первую поставку гречишного чая из Китая и основали свой бренд Nature’s Own Factory. Сегодня компания закупает более 20 тонн гречишного чая в год, производит холодные чайные напитки, варенье и шоколад и планирует расширять линейку продуктов. Мы поговорили с основательницами бренда о том, как появилась идея привозить именно гречишный чай, как разрабатывается рецептура и что такое шоколад bean-to-bar.
Фото- и видеосъемка
О фабрике в Китае и первой поставке
Седа: Мы с Аней дружим с колледжа, она как моя вторая половинка, мы понимаем друг друга с полуслова и всегда друг друга поддерживаем. Мы обе окончили Плехановскую академию, а потом Аня ушла на госслужбу, а я стала визажистом и проработала им почти 12 лет. Последние несколько лет я работала в одном очень дорогом салоне красоты, где гостей угощали гречишным чаем. Это был какой-то безумно дорогой китайский чай, который продавался по 2 500 рублей за 100 граммов. Я сама его обожала и постоянно наблюдала за клиентками салона, в основном успешными женщинами и бизнесвумен, которые тоже восхищались им. У меня всегда была предпринимательская жилка, и я начала искать информацию об этом чае.
Анна: Седа мне позвонила и сказала: «Я хочу дать тебе кое-что попробовать» — и привезла мне этот гречишный чай. Это было что-то настолько необычное, настолько интересное, что я сразу же влюбилась.
Седа: Тогда я и предложила Ане начать продавать гречишный чай в России, и Аня сразу согласилась. Мы начали поиски, изучили рынок и быстро поняли, что в России он почти никак не представлен. Ко всему прочему мы обнаружили, что у гречишного чая много видов и найти тот самый очень сложно. Гречишный чай — это перемолотые, а затем спрессованные семена татарской гречихи. В Китае насчитывается семь-восемь видов этого растения, оно совсем не похоже на нашу гречиху. В Китае этот чай очень популярен, но в основном они пьют другой его вид — не тот, который продаем мы.
Анна: Мы стали искать поставщиков, писать им письма, просить прислать нам образцы. Где мы только его не заказывали, даже на AliExpress! Весь чай выглядит практически одинаково, но когда ты его завариваешь — он очень сильно различается по вкусу. Три месяца потратили на поиски, и наконец одна фабрика прислала нам образец, который был похож на тот чай, что мы искали.
Седа: Нам прислали образец, который действительно очень напоминал по вкусу тот самый чай, но ему не хватало насыщенности, послевкусия. Я позвонила Ане и сказала, что, кажется, это он, но ему недостает глубины. Тогда Аня попросила меня попробовать слегка поджарить чай на сковородке и заварить его снова. Это было оно! Так мы нашли тот самый чай.
О тоннах чая и клинических исследованиях
Анна: Мы позвонили на фабрику, сказали, что нас все устраивает, попросили чуть сильнее обжаривать для нас чай и в ноябре 2016 года заказали у них первую партию в 100 килограммов. В этом году мы подписали с фабрикой эксклюзив. Это значит, что в Россию этот сорт они могут поставлять только нам. Сейчас мы возим чай тоннами — получается более 20 тонн в год. На самом деле этого чая просто не так много в принципе, и можно сказать, что у той фабрики мы забираем весь годовой объем производства.
Седа: Первую нашу партию, 100 килограммов, нам привезли прямо домой. Это был какой-то абсурд, вся квартира была заставлена коробками с чаем. Никто из наших близких не воспринимал это всерьез — все думали, что мы немного поиграемся и забросим. А мы сами собирали заказы, ставили печати на крафтовые пакетики, все развозили… Я при этом продолжала параллельно работать визажистом и уволилась только чуть меньше года назад.
Три месяца потратили на поиски, и наконец одна фабрика прислала нам образец, который был похож на тот чай, что мы искали
Анна: Изначально мы думали, что сейчас вложим немного денег, закупим первую партию, все распродадим, а через полгода мы уже на Мальдивах. Но мы очень быстро поняли, что если хотим развиваться и расти, то надо постоянно вкладываться, и не только финансово, но и морально. Вложить 100 тысяч рублей в бизнес — недостаточно.
Седа: Мы очень трепетно относимся к нашему продукту — и в первую очередь к качеству. Первое время мы пользовались услугами фасовки, и фасовщик втихаря попробовал наш товар. Когда мы приехали забирать партию, он нам сказал, что наш чай — сплошная химоза. Мы перепугались, спрашиваем: «Как так?» А он ответил, что наш чай красит. Гречишный чай действительно красит, но и свекла же дает цвет. Но мы так переживали, что сдали образцы в «Ростест». Там подтвердили, что наш чай не содержит никаких добавок, что в нем есть витамины В1, В2, магний, железо и нет кофеина.
Об авторской рецептуре и ретейле
Седа: Вообще мы очень долго продавали все через социальные сети и на ярмарках и только после того, как мы сделали новую упаковку и редизайн, стали писать письма в разные магазины, чтобы встать где-то с нашей продукцией.
Анна: Первый магазин, куда нас взяли, был «Джаганнат», потом мы попали в «Город-сад», недавно зашли в интернет-магазин 4fresh.
Седа: Потом мы начали атаковать «Кофеманию», потому что нам казалось, что наш чай действительно подойдет им по концепции, и «Азбуку вкуса». Вообще, мы не очень понимали, как нужно работать с магазинами. Мы просто находили в интернете контакты и рассылали нашу презентацию. Вход в крупную сеть занимает очень много времени, потому что нужно донести до продавца свой продукт, убедиться, что он правда его попробовал. В «Азбуку» мы пытались попасть несколько месяцев, но нам удалось сначала зайти на тестовые продажи, по результатам которых нас взяли в ассортимент. Прошлым летом мы все-таки зашли в «Кофеманию», а сейчас подписали контракт с «Перекрестком».
Анна: Нас спрашивают: «Почему вы не продаете чай матча?» Но зачем это нам? Этим занимаются многие. Люди привозят что-то из Америки, Европы, начинают продавать это в России, это здорово. Но нам неинтересно выпускать обычные продукты в красивой упаковке.
Седа: Нам интересно создавать что-то новое самим: мы придумали шоколад на гречишном чае, варенье с семенами, холодные чайные напитки горячего розлива. Так вообще никто, кроме нас, не делает, и мы хотим эту нишу полезного холодного чая занять.
Мы думали, что сейчас вложим немного денег, закупим первую партию, все распродадим, а через полгода мы уже на Мальдивах
Анна: Как вообще появилась идея с холодным чаем: мы достигли определенных объемов в продаже гречишного чая, посмотрели на рынок и увидели, что холодных чайных напитков не так много, а на наш чай очень здорово ложатся разные купажи — фрукты, ягоды… И начали обзванивать заводы, а нас все спрашивали: «А вы экстракт привезете?» Мы даже не знали, что это такое. Оказалось, что все холодные чаи делаются из сиропа — экстракта — и разбавляются водой. Мы нашли один-единственный завод, который согласился делать холодный чай с помощью заварки. Они засыпают чай в такой большой чайный пакетик, опускают в кипящий котел, затем добавляют туда соки, и потом напиток еще горячим разливается по бутылкам. Мы не добавляем сахар — покупаем натуральные виноградные соки у немецкой компании.
Седа: Нам все говорили, что холодные напитки — это невыгодное дело. Но, проанализировав этот рынок, мы поняли, что все предложения — это экстракты черного и зеленого чая, разбавленные водой. А свежезаваренного чая почти нигде нет.
Анна: Кроме напитков, у нас есть еще один продукт, который мы делаем по авторской рецептуре, — это варенье. Совершенно случайно рецепт придумал мой папа, добавив в варенье семена гречихи. Сначала мы варили его сами, дома в кастрюльке, и продавали маленькими партиями, в основном на маркетах. Но по реакции людей стало понятно, что и для варенья нужно искать отдельное производство.
О шоколаде bean-to-bar
Седа: С самого начала мы поняли, что у нас, кроме чая, будет шоколад. Мы долго искали того, кто сможет разработать продукт, который будет нам нравиться. Холодные напитки и варенье мы делаем на заводах, но для шоколада мы не нашли производство, которое бы нас устроило, поэтому мы поняли, что его нам придется делать самим. Мы начали искать шоколатье и познакомились с технологом с большим опытом работы с шоколадом, поговорили и поняли, что найдем общий язык. Он разработал для нас линейку шоколада на гречишном чае, и с сентября мы открыли свое производство. Сейчас в нашей компании работает около 20 человек.
Анна: Плитку шоколада в 20 граммов придумала наш дизайнер, сестра Седы — Амина, которая делает для нас весь фирменный стиль. Обычно все выпускают плитки по 60, 80 или 100 граммов, а плиток по 20 нет почти ни у кого, особенно если это касается шоколада bean-to-bar. Он, во-первых, стоит дешевле, а значит, доступен большему количеству людей. Во-вторых, обычная плитка довольно большая, а тут можно съесть все и не испытывать угрызений совести.
Седа: Что такое шоколад bean-to-bar? Это значит, что мы контролируем все этапы производства: сами закупаем какао-бобы, обжариваем их, снимаем какао-крупку и делаем шоколад.
Анна: Многие считают наш шоколад дорогим — плитка стоит около 130 рублей. Но если снижать цену, то надо закупать ингредиенты другого качества, а для нас это неприемлемо. Хорошие продукты стоят денег. Мы постарались сделать цену максимально низкой, в первую очередь за счет объемов. Сейчас мы продаем около 150 тысяч плиток в месяц.
Седа: У нас очень много идей: например, скоро в продажу поступит гречишный чай с купажами — кокосовый, шоколадный и яблоко-корица. Но мы не собираемся привязываться только к гречишному чаю — просто он был нашим флагманом и дал нам толчок для развития.
Анна: Мы фанаты своего дела, у нас нет разделения на жизнь и работу, для нас это одно и то же. У нас очень много планов и очень большие амбиции, за два года наша компания выросла колоссально, и мы не собираемся на этом останавливаться.
Седа: Мы начинали свои продажи с соцсетей, но даже там покупали рекламу, кажется, всего один раз. Люди сами всегда делятся с другими нашими продуктами, советуют их, мы это все видим и очень за это благодарны. На самом деле мы обе убеждены в том, что если ты делаешь классный продукт, если ты горишь своим делом, то на него обязательно будет спрос.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.