В Петербурге принимают законопроект о «наливайках». Десятки хороших баров могут закрыться «Многие рестораторы будут вынуждены выбирать, что себе отрезать: голову или руку»
Не успели владельцы петербургских кафе, ресторанов и баров порадоваться разрешению на работу летних террас, как их огорошили новой проблемой. Депутаты Законодательного собрания приняли во втором чтении законопроект, увеличивающий минимальную площадь городских баров до 50 квадратных метров. Реализация этой инициативы приведет к большим проблемам для индустрии, уверены рестораторы: закрыться могут многие известные в городе заведения, а потери российской экономики превысят миллиард рублей.
Владелец бара «Ясли» Александр Зарайский опубликовал в интернете петицию против законопроекта — за несколько дней обращение подписали больше пяти тысяч человек. Протест рестораторов и бартендеров остался, кажется, незамеченным: третье чтение законопроекта запланировано на 8 июля, рассказали The Village в пресс-службе главы парламентского комитета по законодательству Дениса Четырбока. С высокой (очень высокой) вероятностью документ примут, после чего он отправится на подпись к губернатору Александру Беглову.
The Village поговорил с авторами инициативы, участниками рынка и экспертами. Рассказываем, о чем идет речь и чем чревато принятие законопроекта в его нынешнем виде.
Текст
Сергей Феофанов
Что за законопроект
Все началось на федеральном уровне — этой весной Госдума приняла так называемый закон о наливайках. Его цель — борьба с небольшими барами в жилых домах, которые торгуют спиртным по ночам и мешают жителям. Чтобы решить проблему, депутаты предложили установить минимальную площадь для таких заведений: 20 квадратных метров (при меньшей площади торгового зала бар или рюмочная не имеет возможности торговать алкоголем).
«Наливайки — псевдопредприятия общепита, кафе, которые работают не для того, чтобы накормить, а для того, чтобы напоить людей. Они омрачают жизнь», — комментировал инициативу депутат Госдумы Александр Хинштейн. Ограничение в 20 квадратных метров многим показалось несущественным, но в документ вписали еще один пункт: регионам разрешили менять эту норму по своему усмотрению. Уже тогда эксперты предупреждали, что такое право приведет к «перегибам на местам». Дальнейшее развитие событий показало, что они не ошиблись.
Мосгордума приняла отдельный городской закон, подтверждающий ограничение в 20 квадратных метров. «Если мы сейчас не примем городской закон, то оставим бизнес в подвешенном состоянии, в опасениях, что Мосгордума планирует ввести какие-то дополнительные ограничения», — объяснил смысл этой акции московский депутат Кирилл Щитов.
В Петербурге события развивались иначе: депутаты ЗакСа решили увеличить лимит по площади баров и рюмочных более чем в два раза — до 50 квадратных метров. «Все, что меньше 50 квадратных метров и работает в режиме распивочной или рюмочной, должно быть закрыто», — заявил в конце июня Денис Четырбок. Ограничение распространяется только на те заведения, которые работают в жилых домах, но это вряд ли поможет бизнесу: лишь 20 процентов всех кафе, баров и ресторанов Петербурга занимают нежилые помещения. Понимать следует и то, что речь идет не об общей площади заведений, а о торговых залах (без учета кухни, подсобных помещений и так далее). Таким образом, под удар могут попасть и небольшие гастробары, для которых алкоголь — дополнение к еде, а не основной продукт.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.