С февраля посещаемость петербургских пекарен выросла на 30 %. Рассказываем, как они заменили горожанам рестораны
Текст: Саша Иорданов, Анна Коварская
На фоне «спецоперации» российский общепит испытывает серьезные сложности: сбои в поставках привычных продуктов и алкоголя, рост цен, исключение России из авторитетных международных рейтингов, уход гида «Мишлен» — все это сказывается и на настроениях предпринимателей, и на доходах баров и ресторанов.
Впрочем, как выяснил The Village, в отдельных сегментах ситуация вовсе не выглядит безнадежной. Например, в Петербурге активный рост всю весну и лето показывают пекарни-кондитерские — один из самых распространенных и популярных видов кафе. Впервые на «хлебный бум» мы обратили внимание еще в 2016 году: тогда в городе работало уже несколько сотен таких заведений. За шесть лет их количество выросло в несколько раз. По данным «2ГИС», в 2021-м в Петербурге было уже более 1,5 тысяч пекарен (для сравнения, в Москве их сейчас всего около тысячи), и уже очевидно, что в 2022-м тренд сохранится и заведений с хлебом, выпечкой и кофе станет еще больше. Рассказываем, как булочка с кофе на фоне «спецоперации» заменяет петербуржцам гамбургеры и обеды в ресторанах.
Пекарни — бенефициары тревожного времени
По мнению архитектурного критика и урбанистки Марии Элькиной, главная причина успеха пекарен в тревожном 2022 году заключена в психологии горожан, которые привыкли посещать заведения общепита и теперь охотно ищут новые, более демократичные места: «В Петербурге развита городская культура — в том смысле, что для многих давно вошло в привычку выходить на улицу, гулять, социализироваться, общаться вне дома. Любой бизнес, который эту потребность удовлетворяет, должен чувствовать себя неплохо и развиваться. В текущей ситуации было бы огромной удачей для Петербурга, если бы все его бесчисленные заведения смогли выжить, пусть даже сместившись в другой, более низкий ценовой сегмент, потому что сейчас это колоссальное психологическое подспорье для многих горожан. Чем больше недорогих мест в городе, тем большее количество людей сможет хотя бы немного снять стресс».
По оценкам опрошенных The Village экспертов, гостевой поток в пекарнях Петербурга может по результатам этого года вырасти на 30–50 %, а прибыль на 20–30 %. Это подтверждают актуальные данные от самих заведений. «По сравнению с июнем прошлого года гостевой поток в наших кафе увеличился на 35 %, — говорит владелица сети „Британские пекарни“ Анна Фаустова. — Увеличение общего оборота по сравнению с прошлым годом мы оцениваем в 50 %». Похожий рост показывает и сеть «Слой»: по словам совладелицы Елены Ковтун, с марта по июль в пяти кафе-пекарнях оборот увеличился на 40 %, а поток гостей вырос на 37 %.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.