Почему одни продукты мы любим, а другие — нет? Редакция The Village продолжает развенчивать мифы о еде и объяснять, как всё устроено на самом деле
Говорят, что вкусовые привычки формируются у человека ещё до рождения. Одни не переносят острое, другие воротят нос от манной каши, а кто-то терпеть не может брокколи. Но с возрастом вкусы меняются, и вот вы уже любите горечь рукколы, покупаете сыр с плесенью, сами солите сельдь или отказываетесь от мяса из-за слишком резкого вкуса. Однако почему так происходит? Как появляются вкусовые пристрастия — и как они меняются? И почему, наконец, мы любим одни продукты, а другие — не переносим на дух? Вместе с врачом-диетологом, психотерапевтом и химиком разбираемся, как всё устроено на самом деле.
Людмила Денисенко
врач-диетолог
Считается, что пищевые пристрастия формируются у ребёнка внутриутробно и на них может оказывать влияние питание матери, как, впрочем, «причуды беременных» могут быть и запросами плода. Существуют исследования, которые говорят о том, что дети впоследствии с большей охотой едят продукты, которые входили в регулярный рацион матери во время беременности. Кроме того, в раннем детстве детям свойственно подражательное поведение: ребёнок копирует пищевые привычки родителей. Если в семье не едят свежую рыбу или овощи, откуда у ребёнка будет любовь к ним? Так что, если хотите, чтобы ребёнок любил здоровую пищу, всё равно придётся показывать своим примером.
Кроме того, эмбрионы и маленькие дети инстинктивно отвергают горькие вкусы и, наоборот, получают удовольствие от сладкого. Это свойство обусловлено эволюцией: в древние времена сладкая пища гарантированно была источником энергии, а горький вкус почти всегда сигнализировал об опасности. Поэтому мы так любим сладкое: для нашего мозга это сигнал того, что всё идёт хорошо.
Очень часто пищевая память также формирует любовь или нелюбовь. Например, многие мужчины, вернувшиеся из армии, долгие годы потом на дух не переносят перловку или горох.
Филипп Щетинин
врач-психотерапевт
Предпочтения в еде преимущественно связаны именно с событиями в прошлом человека. В ответе на этот вопрос нам бы помог знаменитый академик Павлов. Здесь действуют три типа обусловливания:
— негативное: с продуктом связаны какие-либо отрицательные эмоции в прошлом (всем знакома история с манной кашей в детском саду);
— классическое: продукт, а точнее его запах и вкус, наоборот, вызывает позитивные воспоминания, когда приятное событие, атмосфера, обстановка предшествовала или сопровождала поедание определённой пищи;
— оперантное обусловливание: возникает, когда за приёмом пищи следует положительное подкрепление, например похвала родителей.
Также на выбор блюда в меню влияют и такие черты личности, как тревожность, страх пробовать что-то новое, то есть консерватизм, или, наоборот, страсть к экспериментам. Консерваторы, жертвующие новыми ощущениями ради стабильности, и в еде будут скорее придерживаться данной стратегии.
Конечно же, на предпочтения влияют и культурные, региональные, семейные традиции. Информации об этом достаточно в многочисленных передачах про путешествия. Среди отечественных кулинарных традиций есть не самые полезные для здоровья, чего стоит одна майонезная рубрика: салаты, мясо под майонезом. При коррекции лишнего веса нередко оказывается, что проблема — в семейной культуре потребления пищи и навязанных с детства вкусовых предпочтениях.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.