15 лет «Упсала-цирку»: Как трудные подростки становятся цирковыми артистами «Упсала-цирк» — место, где социализируют трудных подростков, обучая их цирковому мастерству. The VIllage познакомился с теми, кто преподаёт и занимается в цирке для хулиганов
«Упсала-цирк» — это социальный проект, направленный на работу с трудными подростками. 15 лет назад его придумала молодая студентка из Германии, а теперь известный немецкий социальный педагог, Астрид Шорн. Вместе с Ларисой Афанасьевой, которая сейчас за двоих продолжает начатое дело, они создали уникальный проект и для России, и для всего мира. В цирке занимаются дети из групп социального риска и с ограниченными возможностями — проект предлагает им альтернативу уличной жизни.
6 июня цирку исполняется 15 лет. По случаю торжественной даты The Village побывал на одной из репетиций «Упсала-цирка» и поближе познакомился с учениками и преподавателями.
«Хулиганский» день рождения
где: БЦ «Бенуа», «Упсала-цирк», Свердловская наб., 44
когда: 6 июня, 16:00
Стоимость взрослого билета составляет 600 рублей, для детей от 2 до 14 лет — 400 рублей
Таисия Мокравцова
социальный педагог
О цирке я узнала из социальных сетей: увидела новость о наборе волонтёров в зимний лагерь. Примерно через полгода мне предложили работать в цирке, и я согласилась.
Планов много: премьера нового спектакля, поездка средней и младшей группы в летний лагерь в июле и августе, летние гастроли старших ребят в Германии, цирковой фестиваль в Финляндии и, безусловно, день рождения цирка 6 июня.
Работать и сложно, и несложно. Времени в сутках не хватает — это ключевая проблема: было бы не 24 часа, а хотя бы 30 — было бы идеально. Чтобы всё успевать, иногда задерживаемся на работе. Всё зависит от личного отношения и ответственности, поэтому человек, который умеет правильно распоряжаться своими ресурсами и временем, может справляться со своими обязанностями.
Часто бывает сложно при налаживании контакта с учебными заведениями или родителями, у детей иногда возникают проблемы в связи с тем, что они из группы социального риска. Мы предлагаем каждому индивидуальный подход и решаем эти проблемы. «Упсала-цирк» посещают дети из приютов и детских домов — наша задача договориться с заведениями, чтобы они каждый день отпускали детей на занятия, в какие-то поездки. Ведь это государственные учреждения, и они несут за детей ответственность. С ними договориться сложнее, чем с родителями, готовыми отпустить ребёнка куда-нибудь.
Главное, чтобы люди приходили на наши мероприятия, потому что ребятам, которые показывают спектакли, нужны зрители. Будет здорово, если как можно больше людей узнают, что здесь происходит. Безусловно, нам необходима и финансовая поддержка, потому что мы некоммерческая организация, которая существует за пожертвования больших и маленьких спонсоров. Даже маленький вклад способен помочь организации.
16 мая у нас была «Ночь музеев», и мероприятие посетили 2,5 тысячи человек. Сам цирковой шатёр может вместить около двухсот человек, но когда мы открываем «Упсала-парк», то можем принимать гораздо больше гостей. За 2014 год спектакли «Упсала-цирка» в шатре посмотрели 7 тысяч человек, а для сравнения: один только фестиваль «Летающие дети» в «Упсала-парке» — это уже 7 тысяч человек за три дня.
Ярослав Митрофанов
тренер
15 лет назад, занимаясь в «Доме мира и милосердия», я познакомился с двумя замечательными девушками, одна из которых очень плохо говорила по-русски — это была Астрид Шорн. Я увидел классный реквизит и спросил у них: «Где вы его купили?» Астрид сказала, что привезла его из Германии — у них уже тогда был профессиональный магазин, который продавал реквизит для артистов цирка. Потом мы разговорились, я узнал про детей, с которыми они занимаются, и про планы. Познакомился с детьми и сказал им: «Чуваки, сейчас я вас зажгу». И зажёг. Занимаюсь этим на протяжении 15 лет.
Цирк 15 лет назад и сейчас — небо и земля. У нас открылся «Упсала-парк» — большое пространство для детей и родителей, которое работает каждую субботу и где мы ставим много спектаклей. Например, 30 мая состоялась премьера первого большого спектакля «Бонифаций». Его играет группа «Особый ребёнок!», в которой занимаются дети с синдромом Дауна. А 13 и 14 июня мы представим новый спектакль «Эффект пинг-понгового шарика», где участвуют ребята из старшей группы «Упсала-цирка». На мой взгляд, это огромные планы для такого короткого периода времени.
Сейчас в «Упсале» занимаются около 60 детей. Одни уходят, другие приходят. Надеюсь, в следующем году наберём новую группу, если позволят ресурсы: время, преподаватели, пространство, где мы занимаемся. В «Упсале» индивидуальный подход к каждому ребёнку.
С любыми детьми сложно работать. Я преподаю 15 лет и не только здесь. Попадаются разные дети: иногда кажется, что они «нормальные», из «нормальных» семей, но при этом у них очень много проблем. Здесь проблемы одни, там — другие. Если правильно мотивировать человека, то, в принципе, можно сделать что угодно, но какие-то трудности всё равно есть.
Чтобы дети узнали о цирке, мы приезжаем в социальные учреждения и вешаем необычное объявление: самый крутой цирк в России, в мире, во Вселенной! Мы рассказываем, что единственный в мире цирк для хулиганов проводит набор и главный критерий — ваше желание. Идея в том, чтобы взять каждого, кто хочет попасть, поэтому все дети проходят первый тур. У нас нет оценки: «Ты плохой, мы тебя не возьмём, потому что ты мне не нравишься». Скорее наоборот: «У тебя ухо неровное, у тебя самое крутое неровное ухо, поэтому ты должен быть в цирке». Идея в том, что каждый — избранный.
Мы очень много путешествуем, каждый год отправляемся в турне по Германии, были в Англии, Франции, Швеции. Мы хотим детей социально адаптировались, проводить много времени с ними вместе. Дети постоянно находятся в живом общении с очень интересными людьми.
Самое главное, чтобы люди не «причиняли добро». Например, отличный дизайнер может прийти к нам и сказать: «Я не понимаю в цирковом искусстве, но я могу вам помочь в оформлении площадки». Делиться опытом и знаниями — это хорошая помощь. А есть люди, которые говорят: «Я вам сейчас дам деньги, но открою рядом пивной ларёк», — это «причиняет добро». Он даст нам деньги, чтобы организация жила, но при этом будет разрушать всё остальное. Важно не просто дать средства, а дать умения, которые могут тебя как-то развить. Дать навык, которым ты можешь овладеть и пользоваться, — это намного интереснее.
Кирилл Трубицын
технический директор
«Упсала-цирк» постоянно растёт и развивается, поэтому у нас постоянно повышаются требования к техническому оснащению площадки. Скоро появится новое помещение, которое надо оборудовать: планируется открытие большой новой мастерской, так как прежнее помещение уже маленькое для наших масштабов.
В мои обязанности входит создание и контроль объектов в «Упсала-парке», например, лабиринт, установка летнего шапито. Я занимаюсь проектировкой декораций к новому спектаклю «Эффект пинг-понгового шарика». В общем, делаю всё, что нужно с технической стороны. Решения об установке и выборе материала, чтобы это было надёжно и по возможности недорого, в основном принимаю я.
Сейчас главная проблема в том, что временная сцена, построенная три года назад, непрофессиональная — из фанеры. Мы мечтаем о новой, которая будет отвечать требованиям амортизации и звукоизоляции.
Я не отношусь к проекту как к социальной организации, детскому цирку или кружку. Я отношусь к нему как к серьёзному театральному коллективу, театральной площадке, которая выпускает серьёзные спектакли, и это действительно так. У нас собралась профессиональная команда: режиссёр и тренеры — мастера своего дела. Когда видишь технику актёров, понимаешь, что это профессионально сделанный спектакль, и техническая сторона должна соответствовать этому уровню: сцена, качество осветительного оборудования, звука, декораций.
Эля, 17 лет
артистка цирка
В 11 лет я пришла на выступление «Упсала-цирка», и мой брат захотел там заниматься. После выступления Лариса сказала: «Кто хочет, тот может записаться». Где-то через месяц я и сама захотела узнать, что это такое. Для нас цирк — это дом, где мы нашли друзей, познали и открыли что-то новое.
Сначала было сложно, потому что не всегда понимаешь, как делается какой-то элемент. Потом пробуешь снова и снова — начинает получаться и становится очень легко. Вообще мне уже нужно думать о том, куда поступать, чем буду дальше заниматься, но я ещё не решила. Может быть, дальше буду заниматься цирком.
Соня, 12 лет
артистка цирка
Мы с мамой гуляли по городу и увидели на Невском афишу спектакля «Город в чемодане» — и решили сходить. Выступление нам понравилось: ребята мастерски работали. Моя мама предложила мне начать заниматься, мы подошли к Ларисе (руководитель цирка. — Прим. ред.) и спросили: «А можно ли нам позаниматься?» — и она сказала, чтобы мы приходили в понедельник и попробовали. Я пришла и осталась. Для меня цирк многое значит: он изменил мою жизнь. До цирка, когда я приходила домой после школы, играла в компьютер или ложилась спать до вечера. В цирке я занимаюсь третий год. Теперь после школы я прихожу домой, делаю домашнее задание, а потом иду заниматься сюда — всё стабильно. Я уже два года не могу принять решение, кем быть дальше: сначала хотела быть ветеринаром, потом тренером, врачом, учительницей, воспитательницей, парикмахером — много вариантов. Я считаю, равняться надо на всех. В школе я равняюсь на отличников, прошу их объяснить то, что не понимаю. В цирке — на Ярослава.
Вика, 19 лет
артистка цирка
Как я попала в цирк — запутанная история. Сначала пошёл брат моей подруги, а за ним пошла и подруга, которая потащила меня за собой. Она сказала, что в цирке очень круто, и я согласилась. Это было шесть лет назад, и вот до сих пор я здесь.
В будущем я хочу стать тренером, педагогом по хореографии и акробатике. Наш тренер Ярослав для меня кумир, в нём многое вдохновляет: поддержка, внимание, он вкладывает в нас душу, и взамен мы отдаём ему то же самое.
Антон, 12 лет
артист цирка
Цирк — это второе место, куда я рад приходить. Первое — дом. В будущем я бы хотел стать счастливым, тем, кто всем нравится. Тренер Ярослав Артёмович — мой кумир, у него можно многому научиться.
Фотографии: Яся Фогельгардт
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.