Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение
Кейпоп — музыкальный жанр из Южной Кореи, при этом мощная фан-база у бойзбендов и герлзбендов этого направления есть во всем мире, в том числе и на Урале. В массовой культуре феномен кейпопа связан не только с мемом «Вот они слева направо: Намджун, Чонгук, Чингачгук…». Азиатскими группами несколько лет назад начали интересоваться крупные бренды — Vogue даже написал статью о том, что модной индустрии следует признать южнокорейских солистов кейпоп-групп — айдолов — главными мировыми инфлюенсерами. Подтверждением этому можно считать разные коллаборации с исполнителями. Например, в 2019 году Uniqlo выпустил коллекцию футболок с персонажам BT21 из альтернативной вселенной бойзбенда BTS, а в 2021 герлзбенд Aespa снялись в рекламной кампании сумок Givenchy.
Екатеринбургские фанаты кейпопа рассказали нам, как узнали об этом музыкальном жанре и даже построили вокруг него карьеру, как айдолов контролируют фанаты и агентства, и почему главное в кейпопе — вовсе не музыка, а танцы и общение с исполнителями.
Кейпоп — музыкальный жанр из Южной Кореи, при этом мощная фан-база у бойзбендов и герлзбендов этого направления есть во всем мире, в том числе и на Урале. В массовой культуре феномен кейпопа связан не только с мемом «Вот они слева направо: Намджун, Чонгук, Чингачгук…». Азиатскими группами несколько лет назад начали интересоваться крупные бренды — Vogue даже написал статью о том, что модной индустрии следует признать южнокорейских солистов кейпоп-групп — айдолов — главными мировыми инфлюенсерами. Подтверждением этому можно считать разные коллаборации с исполнителями. Например, в 2019 году Uniqlo выпустил коллекцию футболок с персонажам BT21 из альтернативной вселенной бойзбенда BTS, а в 2021 герлзбенд Aespa снялись в рекламной кампании сумок Givenchy.
Екатеринбургские фанаты кейпопа рассказали нам, как узнали об этом музыкальном жанре и даже построили вокруг него карьеру, как айдолов контролируют фанаты и агентства, и почему главное в кейпопе — вовсе не музыка, а танцы и общение с исполнителями.
Юлия Рогожкина
одна из основателей кейпоп-кофейни Pinky Pop
О коллекционировании альбомов, которые не слушает
Я относительно начинающий кейпопер, потому что слушаю корейскую музыку всего три года. Однажды на ютубе случайно попался в рекомендациях клип южнокорейского бойзбенда. Мне очень понравились звучание и музыка, а еще удивило, что парни могут так красиво танцевать, поэтому я стала гуглить, что это за жанр, — так и узнала про кейпоп.
В компании своих друзей я стала первым человеком, который слушает кейпоп. Никто из них не разделил это увлечение, но мы продолжаем общаться на все темы, кроме корейской музыки. Со временем у меня появились друзья из разных фандомов, с которыми можно обменяться восторженными комментариями о том, что вышел новый клип, понравилась ли хореография.
Русских исполнителей я почти не слушаю — не нравятся ни тексты, ни звучание. Среди них мало тех, кто еще танцует или поет на выступлениях вживую, а не под фанеру. Когда только начинала интересоваться кейпопом, то было трудно запомнить корейские имена, а еще я обращала внимание исключительно на звучание музыки. Чем больше я углублялась в субкультуру, тем больше фокус внимания смещался на личности айдолов: как они ведут себя на публике, что делают помимо музыки. Например, некоторые занимаются благотворительностью, пишут картины, становятся амбассадорами модных брендов. Лидер бойзбенда Stray Kids однажды дал обещание своим фанатам и с того момента каждое воскресенье проводит для них трансляции, где отвечает на вопросы и просто душевно общается — кажется, что ты созваниваешься с лучшим другом. Многие пишут в комментариях к трансляциям о том, что даже с родителями не могут поговорить на темы, на которые свободно общаются с айдолом.
Подростки приводят своих родителей в кофейню, чтобы рассказать о кумирах
Со стороны многим кажется, что существует совсем мало кейпоп-групп: BTS и BLACKPINK. Это происходит потому, что обе на пике популярности и их песни можно услышать даже на русскоязычном радио. На самом деле групп намного больше, а еще постоянно появляются новые. Я начала слушать кейпоп с Monsta X, только затем открыла для себя знаменитую BTS, а сейчас активно слежу за Stray Kids. Раньше внутри сообщества порицалось, если человек пришел в культуру из-за одной группы, а со временем присоединился к фандому другой. Видела комментарии в стиле: «Если ты пришла в кейпоп с определенной группой, то и должна слушать только их». У всех меняются вкусы, поэтому очень рада тому, что эта тенденция прошла.
Я собираю лимитированные физические альбомы с дисками и фотобуками, и все они от разных групп — два от BTS, один Ateez, несколько альбомов EXO, а еще почти все альбомы Stray Kids, некоторые из которых я даже не полностью слушала. Мне очень нравятся эти группы, поэтому хочется собрать по-максимуму все, что с ними связано. Также сами альбомы издают агентства исполнителей, поэтому при покупке кажется, что ты поддерживаешь своих кумиров и благодаришь за творчество. Отдельный трепет вызывает то, что ты днями ждешь доставку из Кореи, затем волнительно открываешь и смотришь, попалась ли тебе карточка с любимым айдолом, потому что содержание альбомов различается и его нельзя заранее определить.
Как появилась кофейня
Однажды мы с другим любителем кейпопа поняли, что в городе нет ни одного места, где могут собираться поклонники этой музыки. Поэтому решили создать такое место самостоятельно и открыли кейпоп-кофейню 13 июня 2021 года — в годовщину основания группы BTS, праздничный день среди сообщества. Сначала было страшно, потому что не понимали, сколько в Екатеринбурге фанатов кейпопа, но в итоге получилось собрать городское комьюнити из разных сфер. Часто к нам приходят кавер-денсеры, чтобы встретиться с друзьями, а подростки приводят своих родителей, чтобы рассказать о кумирах, некоторые делают у нас домашнее задание, особенно часто по корейскому. Очень здорово, что кейпоп объединил так много, казалось бы, разных людей.
Внутри кофейни несколько столиков, за которыми можно собраться с друзьями за чашкой кофе или лимонада, стеллажи с альбомами, которые можно купить, а потом сразу посмотреть клип с кем-то из айдолов по телевизору, также у нас можно приобрести корейскую еду — от батончиков до лапши быстрого приготовления. Еще мы организуем мероприятия к выходу нового альбома, дню рождения айдола или годовщине с основания бенда — украшаем заведение, печатаем открытки и картонные фигуры исполнителей, готовим плейлист с их музыкой, обновляем меню.
Мне нравится в кейпопе то, что это далеко не только про музыку — неотъемлемой частью является само сообщество, а еще хореография, которой всегда уделяется много внимания. В этом году я тоже планирую заняться кавер-денсом. Думала об этом уже давно, но откладывала, потому что просто стеснялась. В один момент я поняла, что это глупо: есть же очень много единомышленников, которые тоже не гуру хореографии, но хотят приобщиться к тому, чем занимаются их кумиры.
Александра Токарева
основательница танцевальной студии K-pop House
Как основала бесплатную студию кейпоп-танцев в муниципальном центре
Мой интерес к кейпопу появился благодаря танцам. Я занималась уличными и хип-хоп танцами, а в 2012 году друзья позвали за компанию в танцевальную команду, которая ставила каверы на хореографию из клипов разных корейских айдолов. Весь корейский поп создан не сколько, чтобы слушать его в наушниках, сколько танцевать и пытаться повторить движения своих айдолов. Для каждой композиции исполнители разрабатывают специальную хореографию, которая перекликается с текстом и смыслом песен, а кавер-денсеры стараются повторить все сложные движения. Уже при выпуске клипа айдолы дополнительно снимают дэнс-практику — разбор хореографии в нем.
Когда я начинала заниматься кавер-денсом 10 лет назад, это было узкое сообщество, где все друг друга знали. Сначала мы участвовали в редких соревнованиях на базе аниме-фестивалей и других мероприятий, связанных с азиатской культурой, хотя в Москве уже проходили специализированные фестивали по кавер-денсу. На Урале такой состоялся впервые только 2015 году. На K-Star не было ни косплея, ни каких-либо других танцевальных конкурсов — только каверы на песни айдолов. Этот фестиваль существует до сих пор, но переехал из Екатеринбурга в Челябинск.
Я долгое время думала, что скрещенные большой и указательный палец — это знак денег
Постепенно я втянулась как в кавер-денс, так и в кейпоп-фандомы. Даже основала свою команду и стала искать нам базу для репетиций. Сначала мы скооперировались с другими командами в городе и вместе арендовали зал, чтобы выходило дешевле. А в 2017 году я закончила университет и мне предложили должность педагога хореографии в муниципальном центре внешкольной работы «Социум». Мне выделили помещение для занятий, тренировки команды стали проходить там же.
Я разработала образовательную программу по обучению детей от 13 до 18 лет кавер-денсу, но при этом студию могут посещать люди до 35 лет. Чтобы попасть в танцевальный зал, нужно пройти по коридору мимо кружков глины, рисования и шахмат, повернуть направо в сторону розового коридора, где стоят картонные фигуры Чона Хо Сока и Чон Гука из BTS в полный рост.
В 2012 году в Екатеринбурге было всего четыре команды — для сравнения, только на базе моей студии сейчас занимается столько же. Они ходят на занятия, а еще берут зал для самостоятельных репетиций. Особенность танцевальной студии в том, что все занятия бесплатные — благодаря этому порог входа оказался низким и появилось много желающих.
«Почему он поет про волков, а встает в позу дерева?»
Один из принципов студии K-pop House заключается в том, что мы через кейпоп выходим во что-то большее. Изначально все пытались до мелочей продублировать движения оригинального исполнителя, даже делали косплеи на одежду, прическу и макияж, а сейчас появился тренд на то, чтобы каждый больше проявил и показал себя.
За 10 лет у айдолов изменился подход к танцам: если в 2012 году танец состоял из трех-четырех связок, то сейчас я искренне не понимаю, как люди могут не только делать сложнейшие движения, но и петь, не запыхавшись и не сбиваясь с ритма. Если у бойзбендов движения ускорились, то уровень хореографии герлзбендов вырос еще больше, потому что раньше она была однотипной и простой.
Я стараюсь не привязываться к артистам, как личностями — в первую очередь это их профессия, поэтому выбираю исполнителей именно по музыке. Сейчас в кейпопе есть много жанров: от прилипчивого и мелодичного попа до практически рок-музыки, которая мне больше всего импонирует. Многие движения айдолов под свою музыку очевидны для жителей Южной Кореи, но остальным временами приходится поломать голову. Например, я долгое время думала, что скрещенные большой и указательный палец — это знак денег, а не сердца. Тем не менее, текст и движения всегда взаимосвязаны. С первого взгляда некоторые вещи могут быть неочевидны: «Почему он поет про волков и на этом моменте встает в позу дерева?», а затем ты разбираешься и находишь отсылки из предыдущих песен айдола, корейской мифологии или из посыла песни.
Многие фанаты кейпопа приходят в кавер-денс, потому что это неотъемлемая часть субкультуры. Тем не менее, остаются и серьезно занимаются только единицы, потому что для занятий кавер-денсом мало любить кейпоп — нужно иметь хорошую физическую подготовку и быть готовым посвящать по несколько часов в неделю репетициям. А еще на это хобби уходит много денег: костюмы, поездки на разные конкурсы в другие города, съемка и монтаж видео танцев с командой, чтобы запостить в интернете.
Здорово, что сейчас кавер-денс стал одним из популярных танцевальных направлений. Теперь на занятия можно записаться почти в каждой студии города, а, например, на региональном конкурсе «Хрустальный башмачок» для коллективов из разных кружков при школах и Дворцах культуры уже два года есть отдельная номинация для кавер-денса.
Юлия Гявгянен
студентка
Как стала интересоваться кейпопом не из-за музыки
Я попала в свой первый кейпоп-фандом после того, как четыре года назад увидела выпуск корейского шоу, где гостями был бойзбенд VIXX. Они показались очень смешными, и я искренне смеялась во время просмотра, а затем стала искать другие шоу с их участием, а еще информацию о группе, следить за новостями, слушать музыку — так постепенно втянулась в кейпоп-культуру.
Полгода назад я даже поступила на корееведение из-за интереса к кейпопу. Меня и раньше интересовали азиатские традиции: от аниме и чайных церемоний до менталитета с уровнями уважения к старшим и стремлению к бесконфликтности. А благодаря корейскому попу я стала углубляться в культуру именно этой страны — дорамы, урбанистику без дизайн-кода, экономику и прочее. Все начиналось с того, что я стала гуглить информацию про айдолов, но какие-то новости было трудно понять без погружения в контекст, поэтому я начала изучать разные аспекты жизни в Южной Корее.
Еще мне очень понравился сам корейский язык, потому что он очень красиво и мелодично звучит, а еще его легче изучать, чем остальные азиатские языки, потому что в нем не иероглифы, а буквы — по аналогии с русским или английским.
Про историю кейпопа и объективизацию айдолов
Существует четыре поколения кейпоп-исполнителей. Их разделяют в зависимости от того, какие тренды появляются в индустрии. Первое появилось в 1990-х — именно тогда возникли первые группы, исполняющие корейский поп. Они первыми стали создавать хореографию, связанную с музыкой, которую выпускают. Второе поколение айдолов появилось в 2000-х — они стали усложнять хореографию и выпускать физические альбомы с диском, фотобуком, открытками, карточками исполнителей, а еще запустили тренд близкой коммуникации с поклонниками. Третье поколение появилось в начале 2010-х и именно благодаря ему кейпоп вышел из локальной южнокорейской культуры в массовую.
В кейпопе получается спрятаться от проблем, которые есть в твоей реальности
Нынешнее четвертое поколение — с самыми прокаченными исполнителями: в 14 лет артист дебютирует на уровне, которого достигал артист из предыдущего поколения только к 20 годам. Это происходит из-за того, что с появлением популярности усилилась конкуренция между разными командами. Каждый день появляются новые исполнители, но становятся известными и обретают фанбазу только единицы, поэтому все стартуют сразу с готовым контентом. Их запуском занимаются специальные агентства: сначала они оплачивают артистам обучение и покрывают все расходы, а после дебюта исполнители должны вернуть этот долг с помощью денег, заработанных на выступлениях. Поэтому чаще всего айдолы не получают зарплату в течение первого года, но есть случаи, когда этого и не происходило и 10 лет, например, у Brave Girls. А если команда не выстрелила в первые два года, то можно сказать, что она обречена — ей на смену уже придут новые и более молодые.
Сейчас каждый бэнд стал делать очень сложную хореографию, чтобы выделиться на фоне остальных, а еще все стали без перерывов находиться в медийном пространстве. Особенность кейпопа в том, что в этом жанре важен контент — айдолы постоянно выпускают кучу закадровых видео, регулярно дают интервью и активно ведут свои социальные сети. Мне очень нравится это в кейпопе — получается спрятаться в этом мире от проблем, которые есть в твоей реальности. Создается ощущение реалити-шоу, за которым ты наблюдаешь в реальном времени. У этого есть обратная сторона — на самих айдолах оказыватся большое общественное давление, потому что им приходится всегда выглядеть идеально и служить примером. Это сложно, потому что в Южной Корее есть культ худобы, культ красоты и культ порядочности — каждому из них приходится соответствовать, чтобы не потерять любовь поклонников.
Только сейчас артисты начинают избавляться от сложившейся тенденции, когда из-за супер большого количества информации и общения фанаты считают их своей собственностью. Например, часто происходят случаи, когда поклонникам может не понравиться новая стрижка кумира, и они начинают заваливать его социальные сети комментариями с требованиями вернуть прежнюю. В случаях, когда недовольство достигает высокого уровня, агентство может принудительно заставить айдола вернуть прежнюю прическу, чтобы угодить фандому и не терять прибыль. Также агентства часто устанавливают запрет на отношения для айдолов, чтобы у них было больше поклонников. Из-за этого некоторые фанаты приходят на встречи с кумирами в свадебных платьях и всерьез называют какого-то артиста своим парнем.
Несмотря на сложившуюся культуру, мне хочется не бойкотировать ее, а продолжать поддерживать айдолов, которые нравятся. Например, я слежу за бойзбендами NCT и VeriVery и герлзбендами Weekly и Kep1er. Мне нравятся концепты этих групп. За последними я стала наблюдать еще до того, как они дебютировали в январе, потому что их агентство заранее выложило контент и познакомило с исполнителями. А у другой моей любимой команды NCT большинство клипов связаны со снами и перемещениями из них в реальность. Еще в видео этой команды иногда можно найти отсылки к песням других команд их агентства S.M. Entertainment.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.