Самое важное в московской архитектуре 2010-х От инстаграм-домов и общественных пространств до последних лужковских построек и провалов программы «Моя улица»
С 1 января мы пишем историю нового десятилетия — 20-х годов XXI века. Самое время зафиксировать, какими запомнятся 2010-е.
Это было десятилетие общественных пространств. Началось с замены новоиспеченным мэром Сергеем Собяниным асфальта плиткой, запрета на строительство в центре города и назначения главой московского департамента культуры Сергея Капкова, успешно реформировавшего парк Горького. Казалось, что таким образом Собянин хочет отстраниться от своего предшественника Юрия Лужкова.
Разница так и осталась символической. Да, из города исчезли захламленные тротуары, появился велопрокат (но не сеть велодорожек), улучшился общественный транспорт, парковки стали платными, начали немного обращать внимание на пешеходов, но в конечном счете московские власти так и не поняли, для чего все это нужно. В своей книге «Парк культуры: культура и насилие в Москве сегодня» Михаил Ямпольский рассматривает благоустройство, архитектуру и новые общественные пространства в Москве как частное проявление процесса, который он называет масштабным окультуриванием столицы. По Ямпольскому, оно мало отличается от «осуществления одновременно массовой социальной дифференциации и гомогенизации». «Центр города должен быть максимально очищен от чужеродных элементов», — пишет он. Проще говоря, за эти десять лет москвичи стали в собственном городе чужаками.
Мигранты, которые шагу не могут ступить без проверки документов. Бездомные. Оппозиционеры. Досмотровые рамки по всему центру на День города и Новый год. Недаром мэрия так любит снимать новые инфраструктурные объекты откуда-то сверху, с дрона. Ведь с этого ракурса не видно людей.
О восьми ключевых зданиях и общественных пространствах, которые появились в Москве за десять лет, — в нашем материале.
Автор
Лев Левченко
Крымская набережная
Бюро Wowhaus
2013
Необработанный бетон, гранит, велодорожка, деревянные павильоны для кафе и вернисажа (он обеспечивает историческую преемственность: картинами в окрестностях Крымского моста торговали и раньше) с намеком на экологичность, акцент на пешеходов и отдыхающих — Крымская набережная стилистически стала первой ласточкой собянинского урбанизма. Новый мэр Москвы и до этого интересовался благоустройством, но дело не заходило дальше бессмысленной замены уродливого асфальта на такую же уродливую тротуарную плитку (из-за которой сразу возникли слухи о коррупционной причастности к этому жены градоначальника, по аналогии с Лужковым).
Переделанная бюро Wowhaus бывшая автострада задала стандарт — теперь практически весь центр Москвы выглядит так или почти так. Пусть и в дальнейшем именно этих архитекторов, ставших известными после реконструкции кинотеатра «Пионер», к работам в городе привлекали лишь точечно: они сделали парк у Красногвардейских прудов и новый вход в парк Горького, но больше всего за десять лет запомнилась их другая набережная — в Туле. Несмотря на утрату оригинального многолетнего озеленения и корабля «Брюсов», который был важнейшим тусовочным местом Москвы середины 2010-х, набережная до сих пор не растеряла своего лоска.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.