17 выставок весны в Петербурге Фрида Кало и Диего Ривера в Музее Фаберже, «Жизнь после жизни» в «Манеже» и сокровища Помпеев в Эрмитаже
«Перевал»
Масштабный двухчастный проект, посвященный теме смерти, в галерее «ДК Громов», которая с некоторых пор выступает на петербургской арт-сцене в роли поставщика дичайших выставок, при этом умудряясь привлекать к участию в них множество хороших авторов. «Перевал» в этом смысле — не исключение: в первой части — художники Александра Гарт, Илья Гапонов, Виктория Илюшкина, Владимир Кустов, Керим Рагимов, Андрей Рудьев и другие на полном серьезе разрабатывают историю гибели туристов у перевала Дятлова. Во-второй — «Epic Fail. История провалов» — собрана коллекция «неудачных», по мнению авторов, художественных произведений, которые куратор Павел Игнатьев предлагает метафорически приравнивать к смерти.
Дмитрий Шорин и Ева Шорина «Сван и Одетта»
Сверхмодные в тучные 2000-е сюжеты петербургского живописца Дмитрия Шорина, среди которых преобладали полуобнаженные девушки, дорогие авто, черная икра и прочие объекты желания, похоже, ушли в прошлое вместе с популярностью их автора. Шорин обращался к технологиям — рисовал самолеты, скоростные поезда и небоскребы (он, например, автор серии скульптур ангелов-самолетов в аэропорту Пулково), но футуристических сюжетов тоже хватило ненадолго. Последние годы от художника Шорина не было никаких новостей — и вот он вернулся, кажется, умиротворенным и возмужавшим: на выставке в «Новом музее», совместном проекте с дочерью Евой, художник показывает кинематографичную серию про лес, вдохновленную циклом романов Пруста «В поисках утраченного времени».
Ich bin allein
В прошедшие выходные петербургская арт-группа «Север-7» совместно с молодой художницей Татьяной Черномордовой открыла на Петроградской стороне собственную галерею в берлинском стиле Kunsthalle nummer sieben. Место, как обещают авторы, будет специализироваться на экспериментальном искусстве, в первую очередь аудио- и видео-арте, инсталляциях и перформансах. Выставочный план на весну пока еще находится в разработке, но уже сейчас можно увидеть первый проект Ich bin allein (в переводе с немецкого — «Я одинок») — коллективное рассуждение на тему постапокалипсиса от десятка авторов, молодых и перспективных, вперемежку с заслуженными, среди которых — Иван Чемакин, Грехт, Вадим Михайлов, Никита Селезнев, Владимир Лило и Петр Швецов.
Якоб Йорданс
Масштабный (19 картин и более 30 рисунков) смотр одного из главных мастеров нидерландской живописи, входящего в триаду «великих фламандцев» наряду с Рубенсом и Ван Дейком. Выставка полностью построена на произведениях из коллекций российских музеев, в первую очередь Эрмитажа и Пушкинского музея, но также включает вещи из собраний Нижегородского государственного художественного музея, Пермской государственной художественной галереи и Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Последний, к слову, предоставил для выставки полотно «Мелеагр и Аталанта», несколько лет назад ставшее сенсацией. Долгое время картина считалась копией Йорданса, однако во время реставрации в 2013 году под слоем лака была обнаружена оригинальная подпись художника.
Когда
2 марта — 26 мая
Где
Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)
Стоимость
400 рублей
«Красота: плюс-минус»
Провокационный — во всяком случае, на первый взгляд — проект куратора Александра Боровского: под сводами «Манежа» он собрал более 200 работ петербургских и московских художников — от советских классиков-академистов до самых молодых современных авторов. Сюжет для такого всеобъемлющего смотра не менее всеобъемлющий: понятие красоты в десятках возможных трактовок — тонкие ренессансные мадонны в интерьерах советских коммуналок Ларисы Кирилловой — красота, герметичные черно-белые коллажи Олега Яхнина — наверняка тоже, златокудрые античные герои Ольги Тобрелутс — ну конечно!
«От классики до модерна»
«Росфото» продолжает представлять свою коллекцию фотографий, подбирая поводы и сюжеты в соответствии с календарем. Тема весенней выставки —балет, повод — объявленный в России Год балета. На выставке можно будет увидеть более 100 фотографий с второй половины XIX века до конца XX-го, включая работы родоначальника жанра театральной фотографии в России Карла Бергамаско, работы штатных фотографов Мариинского театра, Театра балета Леонида Якобсона, Театра балета Бориса Эйфмана, а также посвященные балету серии современных мастеров — Александра Китаева и Валентина Самарина.
«Тимур Новиков. Русские святые»
В Музее Новой академии на Пушкинской, 10, до конца апреля будет работать камерная выставка Тимура Новикова, приуроченная к православному посту. Покажут серию 1988 года, для создания которой были использованы фотографии русских святых XIX–XX веков.
«Нестор Энгельке. Архитектурное бюро „Вудман и партнеры“, или Рай, который построил Нестор»
Первая персональная выставка участника группы «Север-7» Нестора Энгельке, которая, предположительно (подробности организаторы пока держат в тайне), будет устроена в формате тотальной инсталляции. «Вудман и партнеры» — архитектурное бюро, придуманное Энгельке (пожалуйста, не пытайтесь искать его в гугле), а по сути — метафора многолетней работы художника с деревом. Любовь к этому материалу, апофеозом которой стал перформанс, в котором Энгельке укладывался спать в обнимку с гигантским пеньком, в Anna Nova обещает выйти на новый уровень: на первом этаже галереи разместят офис воображаемого бюро, на втором представят его главный проект под названием «Рай».
«Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний»
В Петербурге снова пройдет масштабная выставка Фриды Кало — и снова в Музее Фаберже. Некоторые из картин знаменитой мексиканской художницы, показанные в рамках проекта 2016 года, привезут снова, но главная идея выставки в другом: показать произведения Кало вместе с работами ее возлюбленного, мужа и причины многих душевных травм — Диего Риверы. Устроители, впрочем, подчеркивают, что выставка представляет собой две самостоятельные ретроспективы художников, которые объединятся лишь в центральных залах.
«Роберто Матта и четвертое измерение»
Масштабная выставка другого южноамериканского художника, который в России известен не так хорошо, пройдет в апреле в Эрмитаже. Роберто Матта — одна из ключевых фигур искусства Чили ХХ века, за свою карьеру успевший поучаствовать, кажется, в половине актуальных течений: начинавший как архитектор, он работал с Ле Корбюзье, позже упражнялся в «автоматическом письме» совместно с Сальвадором Дали, использовал принципы биоморфизма, изображая природные явления в промышленной эстетике, создавал монументальные многометровые «ландшафты сознания», в постмодернистском ключе романтизировал героев народного фольклора, занимался книжной иллюстрацией. На выставке в Главном штабе покажут около 60 произведений, позволяющих проследить извилистый творческий путь художника.
Когда
10 апреля — 30 июня
Где
Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)
Стоимость
400 рублей
«Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и археологического парка Помпеев»
Другой потенциальный эрмитажный хит весны — выставка, посвященная древнеримским городам Помпеям, Геркулануму и Стабиям, разрушенным в результате извержения Везувия. На выставке из коллекции археологического музея Неаполя будет представлено около 80 шедевров античного искусства: фрески, мозаики, скульптура и бронзовые изделия, рассказывающие о повседневной жизни погибших городов.
Когда
19 апреля — 23 июня
Где
Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)
Стоимость
400 рублей
Александр Дашевский — «Битва симулянтов»
Новая выставка петербургского художника Александра Дашевского —финальная часть большого проекта, начатого в 2013 году, в рамках которого Дашевский занимается деконструкцией традиционного живописного полотна. В первом проекте цикла он выставлял бережно вырезанные фрагменты полотен с героями и артефактами российско-советской архитектуры, во втором — «Павшие и выпавшие» — пытался расширить пространство холста за счет трехмерных композиций, а теперь обещает и вовсе «заместить условным пространством живописи реальное пространство».
«Париж в книге художника» из собрания Марка Башмакова
Библиотека книжной графики готовит выставку произведений из коллекции Марка Башмакова — математика, альпиниста и собирателя произведений в жанре книга художника. Вещи из этой коллекции несколько лет назад стали основой регулярно обновляемой экспозиции в Главном штабе, но и для скромных библиотечных залов экспонаты тоже нашлись. И какие! На выставке, в частности, покажут тиражную графику Альберто Джакометти, Фернана Леже и Мориса Утрилло.
«Жизнь после жизни»
Любопытно, но на тему смерти этой весной высказаться решили не только кураторы «ДК Громов», но и ЦВЗ «Манеж», где в апреле запланирован проект с оптимистичным заголовком «Жизнь после жизни». Проект обещает быть масштабным и основательным: к его созданию привлечено более 20 музеев, в том числе Эрмитаж, Русский музей и Третьяковская галерея. На выставке покажут работы петербургских художников за 260 лет — начиная Карлом Брюлловым и Виктором Васнецовым и заканчивая Евгением Юфитом, Юлдус Бахтиозиной и Иваном Сотниковым.
«Андрей Рудьев. Моно/хром»
В Галерее Марины Гисич пройдет выставка Андрея Рудьева — автора знаменитого проекта «Антарктическая миссия» с пенопластовыми пингвинами на крыше Музея Арктики и Антарктики, серии живописных работ по рубероиду и фактурных, измазанных смолой портретов героев арт-сцены. При всем разнообразии техник и приемов Рудьев — прекрасный рисовальщик, а новая, заявленная как ретроспектива выставка — отличный повод в этом снова убедиться.
Марио Тестино
«Эрарта» не изменяет себе, продолжая выставочный год ретроспективой признанного классика фэшн-фотографии Марио Тестино — автора рекламных кампаний главных модных брендов планеты, включая Dolce & Gabbana, Burberry, Michael Kors, Gucci и Givenchy, автора календаря Pirelli 2001 года и многочисленных портретов селебрити. На выставке обещают показать как самые известные снимки, так и новые серии мастера.
«Хоть стой, хоть падай»
Музей стрит-арта традиционно запустит свой летний проект в середине мая. Пока о масштабной уличной выставке известно немного: куратором станет петербургский граффити-райтер Максим Има, а темой — новостная повестка, заставляющая людей «испытывать шок». В выставке, как обещают организаторы, примут участие художники со всего мира, но пока их имен не раскрывают. Зато в качестве бонуса обещают в этом году превратить закрашивание работ прошлого сезона в публичное мероприятие, в котором сможет принять участие любой желающий.
Когда
18 мая — 13 октября
Где
Музей уличного искусства (ш. Революции, 84)
Стоимость
350 рублей
Текст: Саша Иорданов
Фотографии: обложка, 3 – FABERGEMUSEUM, 1 – NOVYMUSEUM, 2 – ANNANOVA-GALLERY, 4 – MANEGE.SPB
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.