Жировое «Депо»: Что не так с новым проектом на Лесной Почему нам не нравится ресторанная парковка в центре города
Попадая на территорию «Депо», невольно вспоминаешь «Красный Октябрь» конца 2000-х: кирпичные здания, десятки охранников в форме, припаркованные дорогие автомобили. Территория пока что не обжита и наполовину, но если прийти сюда вечером, то кажется, что где-то за углом обязательно должно быть караоке, кальянная и клуб Icon.
Проектов подобного масштаба в Москве еще не было, да что уж — таких искусственно созданных ресторанных кластеров, даже близких по размеру, не найти нигде в мире. Кажется, владельцы «Депо» хотели создать что-то вроде гастрономического Диснейленда и буквально построили целый город внутри города: открытый на месте Миусского трамвайного депо кластер вмещает около 17 тысяч квадратных метров — вполне себе микрорайон.
Самую большую площадь занял фуд-корт «Депо. Москва» братьев Васильчуков, известных в основном по ресторанам «Чайхона № 1». Проект рестораторов охватывает 11 тысяч квадратных метров, на которых поместилось 75 ресторанных, как модно сегодня говорить, концепций. Остальные помещения в «Депо» заняли отдельные рестораны.
Ощущение от происходящего смешанные: мы, уже привыкшие к собянинским реформам, ожидаем от общественных пространств детских площадок, зелени, деревянных скамеек и качелей, а попадаем на бетонную парковку без каких-либо намеков на то, что это все сделано хотя бы формально для людей. В новых реалиях Москвы, где все пересаживаются на каршеринг и пользуются магистральными автобусами с Wi-Fi, ресторанный город, где вас ждут на блестящей машине, смотрится как привет из прошлого.
Текст
Фото- и видеосъемка
Иван Глушков
ресторанный обозреватель
Все грандиозно и масштабно, пока совершенно непонятно, как будет работать, потому что стройка, по сути, еще в разгаре. А такой проект должен обжиться, сам в себе выработать какой-то микроклимат, который, скажем, уже есть на Даниловском и Усачевском, но которого нет на Центральном. Тут тоже пока микроклимата нет, и в этом главная проблема: все слишком долго ждали «Депо», и поблажки ему давать никто не хочет. Но приятные места уже есть, надеюсь, они как-то распространят свою ауру. Сыр, колбаса, всякие сласти-конфеты — выбор хороший, много всего интересного и цены нормальные. Овощи-фрукты — ценовой мрак.
Братство рестораторов старой гвардии
На фуд-корте «Депо. Москва» собрано более полсотни концепций, но никаких экспериментальных хот-догов с луковым чатни или крафтовых бургеров, сделанных на глаз, как это было в эпоху зарождения The Burger Brothers, тут не найти.
На входе на саму территорию «Депо» нас встречает традиционно роскошный новый ресторан Раппопорта «КрабыКутабы», еще один Simple Wine & Bar, очередная «Сыроварня» Новикова.
На фуд-корте все те же старые знакомцы: «Рыба моя» Перельмана, мидии Mollusca с Патриарших, кондитерская «Любовь и сладости», пирожные Mon Bon, The Truffle, Gokos, Chowder & Pie, K-Town и прочие известные по другим рынкам и местам в городе рестораны. Не радует даже премиальная точка «Теремка» с блинами с черной икрой — просто бездарно поедать черную икру в большом молле, расталкивая локтями публику.
Новые имена в «Депо. Москва», конечно, тоже встречаются, но вдохновляют они мало — большая часть из них — это опять же проекты крупных игроков ресторанного бизнеса, вроде Hello People совладельца «Кофемании» или «Бэтмена и узбеков», принадлежащих владельцам «Чайхоны № 1».
Теофила Сокол
владелица и шеф кафе Table
К сожалению, владельцы «Депо» не попали в точку с платежеспособностью местных жителей. Здесь никто не сможет покупать килограмм помидоров за 700 рублей. Не совсем понятно, для кого этот проект сделан: в самом «Депо» нет офисов классных молодых компаний, магазинчиков. Никаких новых гастрономических игроков на рынке здесь тоже нет, а ехать ради уже знакомых ресторанных точек мне кажется странным. Хотя какие-то точки на фуд-корте кажутся интересными, например мне понравился Stall Натальи Березовой.
Даниловский рынок и навязчивая идея о фуд-кортах
Всем известный слоган «Россия — щедрая душа» к московскому ресторанному бизнесу подходит как нельзя кстати. Рестораторы с радостью подхватывают любую идею и увеличивают ее, словно используя зум.
В 2017 году Даниловский рынок открылся после реконструкции, и «Тульская» внезапно стала местом притяжения для москвичей. Это был один из первых проектов нового для города формата: лавки с фермерскими продуктами и десяток крошечных разнообразных кафе в одном пространстве. Наконец-то начинающие предприниматели и гастроэнтузиасты получили возможность заниматься своим делом: невысокие цены на аренду точки дали возможность держать достаточно низкий ценник. Публике нравилось разнообразие корнеров, и Даниловский мгновенно стал самой популярной гастрономической точкой в городе. Вслед за ним начали обновляться и другие рынки, а фуд-корты стали появляться один за другим: «Гастроферма», Streat, Центральный рынок сначала на Трубной, затем на Маросейке, «Аптекарский», в конце концов, «Вокруг света» Бориса Зарькова и Аркадия Новикова. Гастроцентр «Зарядье» Раппопорта стал первым фуд-кортом, который повторял популярную форму, но не содержание — все точки принадлежали одному ресторанному холдингу. Если говорить о масштабировании, то «Депо» — это гастроцентр «Зарядье», увеличенный до размеров целого жилого квартала.
Михаил Гончаров
основатель и управляющий ресторанами «Теремок»
Общие впечатления от «Депо» у меня самые радужные. Я считаю, что это лучшая площадка Европы и одна из лучших в мире, причем в мире я бы сравнивал только с Японией, Сингапуром. Потому что то, что я видел в Лондоне, Стокгольме, Париже, Барселоне, Мадриде, Нью-Йорке, гораздо слабее и менее интересно. По количеству представленных концепций, по интересности, по качеству места это точно площадка № 1. Поэтому я думаю, что успех гарантирован. В летнее время там есть где погулять, хорошая атмосфера, красивые здания. То есть это то, что нужно, то, что Москва ждала.
Мы открыли «Припек» именно в «Депо», так как это самый серьезный гастрономический рынок в России. Мы давно вынашивали идею сделать «Теремок»-гурмэ, объединив наше отточенное за 20 лет умение выпекать блины и новые, более сложные по кулинарному уровню начинки из деликатесных ингредиентов, таких как фуа-гра, креветки, камамбер, черная икра и так далее. Первые дни работы «Припека» показали хороший результат, отлично продаются и блины, и каши, и супы. Мы получили то, на что рассчитывали, и даже больше. Для нас «Припек» — это стартап, который нужно постоянно развивать и улучшать, как мы всегда делали и делаем в «Теремке». Единственная разница — запуская «Припек», мы уже умели выпекать отличные блины.
Масштабируй это
Практика первых обновленных рынков с фуд-кортами показала, что такой формат может работать успешно: десятки точек могут обслужить за раз гораздо большее количество человек, предлагая в разы больший выбор, чем может один, даже очень большой, ресторан. Но можно ли умножать сущности до бесконечности?
Фуд-корт «Депо. Москва» на Лесной собрал на одной площадке 75 концепций — такого количества корнеров не наберется даже на нескольких рынках, вместе взятых, и это не считая других ресторанов, которые работают или откроются на территории.
Масштаб не столько впечатляет, сколько пугает — определиться, где и что вы будете есть, практически невозможно, выбор слишком велик, и, вероятно, наибольшим успехом будут пользоваться точки, расположенные ближе всего к входу. Наматывая круги по коридорам маркета «Москва», сложно вспомнить, какие кафе остались позади. Для тех, чье детство прошло в 90-е, ассоциация с огромным вещевым рынком практически неизбежна.
При этом ничего нового в «Депо. Москва» нет: в ресторанном городке собраны все уже известные рестораторы и концепции, никаких новых имен и названий. Кажется, что сама идея подобных площадок как некая квинтэссенция всего модного, современного и хипстерского изжила себя. Новый ресторанный кластер буквально ставит жирную точку, подтверждая, что эпоха гастрофестивалей закончилась.
«Яндекс.Еда» в режиме офлайн
Если и можно сравнить с чем-то «Депо», то это «Яндекс.Еда», только в режиме офлайн (кстати, у «Яндекса» на маркете есть своя точка доставки). Будто вместо того, чтобы скроллить экран телефона, можно просто прийти и посмотреть на все своими глазами, только не совсем понятно для чего. Миусский район всегда был некой слепой точкой в центре города: не считая бизнес-центр «Белая площадь», это тихий жилой район, а покрыть 17 тысяч квадратных метров ресторанного фуд-корта сотрудниками ближайших офисов нереально.
Ехать в бесконечный гастрономический молл, чтобы поесть во все тех же заведениях, которые можно найти в городе, только толкаясь среди сотни людей, — как минимум странно. Не лучше ли выпить бокал вина в маленьком ресторанчике, чем в толпе людей, продирающихся за бургерами?
Не все, что масштабируется, нужно масштабировать, и, кажется, в «Депо» идея фуд-корта доведена буквально до абсурда. Нужно ли строить целый Ноев ковчег для московских ресторанов, будто все общепиты в городе закроются, а «Депо» останется?
Никита Павлов
житель района
Я очень обрадовался, когда год назад увидел, что классную архитектуру трамвайного парка начали очищать от векового слоя краски. Подумал: «Класс, около дома появится какой-то новый культурный кластер». Вскоре узнал, что там планируют делать фуд-маркет. Подумал, что сделают что-то типа Time Out Market в Лиссабоне с какими-нибудь стартаперскими офисами и магазинчиками. И вот его врата распахнулись, и я, довольный, пошел смотреть, чего же там классного сделали. Первое, с чем я столкнулся, — это шлагбаум и неприветливые чоповцы в черной униформе, я увидел двор, в котором вместо зелени, столиков и скамеек одна сплошная парковка, уставленная вдоль и поперек дорогими авто. То есть там в прямом смысле отсутствует хоть какое-то благоустройство. Ноль функции, 100%-ная парковка с приоритетом автомобилям. Такое вообще возможно в центре Москвы в 2019 году? Пройдя через парковку, я попал внутрь и понял, что и там не то, что я ожидал. Огромный фуд-корт, где нет хоть какой-то концепции, да еще с узкими проходами между корнерами. Абсолютное разочарование. Наверное, максимум пользы — это пойти перекусить в обед или заказать доставку еды из кафе домой, но я лучше продолжу ходить в небольшие заведения, коих в округе достаточно. Нужно ли было для этого использовать такую перспективную территорию — большой вопрос. Очень обидно, что вместо сердца и души района мы получили альтернативную версию ТЦ нулевых, эдакий Новый Арбат на Миуссах, с которым нам теперь жить по соседству.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.